Наверняка вы слышали про рестораны с мишленовскими звездами. С 2021 года они появились даже у нас в России. Обычно мишленовские рестораны ассоциируются с неприподъемно дорогой кухней, качественным обслуживанием и огромным пафосом, раздутым вокруг этих заведений.
Оказывается, что рейтинг этот составляет французский производитель шин Мишлен. Как весь мир докатился до такой жизни, что главным авторитетом в мире высокой кухни стал производитель покрышек? Давайте разберемся.
Компания Мишлен была основана в 1889 году. Начали они с того, что производили шины для велосипедов, но уже в девяностые года 19 века перешли на автомобильные покрышки. Немного поднакопив денег за десятилетие работы, в 1900 году Мишлен решил выпустить свой путеводитель. Цель была очень прозаична — продавать больше покрышек, но как заставить людей покупать больше шин?
Тогда Мишлен составил что-то вроде карты для автомобильных путешественников с обозначениями мест, где можно остановиться на ночлег, починить машину в дороге и поесть. Логика была простая: чем больше люди путешествуют на авто, тем больше изнашиваются шины. "Красная книга" – именно так назывался путеводитель – поначалу была просто справочником, заменявшим людям гугл карты в автомобильных путешествиях.
Чтобы распространять свой журнал, поначалу Мишлен сделал его бесплатным. На заправках каждый желающий мог взять красную брошюру, до отвала набитую рекламными предложениями всех сортов, и попытаться вычленить оттуда какую-то полезную информацию. Со временем в Мишлен решили, что куча рекламы в журнале пагубно влияет на репутацию фирмы, поэтому рекламу убрали, но сделали журнал платным.
Поначалу звездочкой в путеводителе отмечались кафе и рестораны, ужин в которых стоил дороже среднего уровня. Но уже в 1926 году ввели ту самую звездную классификацию, которая существует до сих пор. Только почему-то считается, что мишленовские звезды — это про пафосность кухни, хотя по сути до сих пор они являются всего лишь простыми рекомендациями, где можно хорошо покушать в том или ином городе мира.
Одна звезда Мишлена означает, что это ресторан хорошего качества в своей ценовой категории — как просто, не правда ли? Никаких высоких титулов и излишней спеси: просто ресторан с хорошей кухней, от ужина в котором вы, скорее всего, получите удовольствие.
Две звезды — это уже более высокая оценка. Ради такого ресторана Мишлен советует отклониться с маршрута, чтобы попробовать там нечто действительно стоящее. Допустим, едете вы во Францию, но в Париж заезжать не планировали — допустим, что такое возможно. А в Париже этих двухзвездочных ресторанов полным-полно! Гид Мишлена в таком случае советует задержаться на день в городе, чтобы поужинать в одном из двухзвездочных ресторанов.
Три звезды — это качественно другой уровень по сравнению с первыми двумя. Это рестораны, ради которых Мишлен советует совершить отдельное путешествие. Если честно, я слабо представляю себя в ситуации, когда я узнаю про какой-то супер-пуперский ресторан на другом конце света и покупаю туда билеты только ради того, чтобы поужинать. Идея звучит, конечно, очень красиво, но также и неприлично дорого.
Кстати, в России три звезды Мишлен не дал ни одному из столичных ресторанов, так что оценка эта и правда очень высокая. В этой связи меня интересует даже больше не критерии оценивания, потому что любая оценка априори является субъективной, а секретный ингредиент, благодаря которому заурядная компания по производству шин заставила весь мир считаться с их мнением в области ресторанного дела. Согласитесь, что рейтинг от шинной компании "Кама" вряд ли бы пользовался спросом...
Как думаете, в чем секрет? Почему рейтинг стал столь популярным?