Как личное общение, так и переговоры с партнёрами по бизнесу могут быть плодотворными или не очень. Можно ли повысить эффективность диалога? Безусловно. Для этого надо воспользоваться простыми советами.
- Отставьте эмоции. Две стороны никогда не услышат друг друга, если основной целью для них будет выплеск собственных эмоций. Иногда отодвинуть свои чувства на второй план крайне сложно. Но сделать это необходимо. Потому что, провалив попытку донести до собеседника свои мысли, второго шанса Вы можете не получить.
- Воспринимайте реального человека, а не его образ. Часто мы наделяем другого чертами, которыми он на самом деле не обладает. Особенно любят это делать супруги, считающие, что муж или жена должны выполнять какие-то обязанности, но не учитывающие, что справиться с этими обязанностями человек не может даже при желании. Взгляните на собеседника, принимая как сильные его стороны, так и слабые. Многие претензии сразу исчерпают себя.
- Принимайте личные границы другого и выстраивайте собственные. Переходить личные границы другого человека нельзя, в том числе границы терпения. Этим Вы добьётесь только усиления раздражительности и ответных эмоциональных выпадов. Либо собеседник «закроется», и добиться нужного результата точно не получится. Не забывайте и о своих границах. На уступки идти нужно, но учитывая собственные интересы.
- Выслушивайте и анализируйте аргументы. Если Вы с кем-то спорите и пытаетесь найти в этом споре истину, не бойтесь прислушаться к оппоненту. Возможно, в его словах тоже есть здравое зерно. Проанализируйте приводимые им аргументы. Настаивать на своём мнении, даже если оно противоречит здравому смыслу, точно не стоит. Гораздо важнее выявить правду. И от неё уже можно будет отталкиваться в дальнейших прениях. Ведь правда – гораздо более надёжная опора, чем сомнительные идеи.
- Не обесценивайте собеседника. Сразу дать понять оппоненту, что Вы не цените и не уважаете его как личность, – большая ошибка. Вы просто наживёте в его лице врага. А это невыгодно ни в отношениях с родственниками, ни в бизнесе. Независимо от реального отношения к человеку нужно показать ему, что его мнение для Вас ценно.
- Не превращайте переговоры в монолог. Чтобы разговор принёс важные результаты, нужно, чтобы его поддерживали два человека или больше. Если переговоры превращаются в высказывание мнения только с одной стороны, а собеседнику не дают даже высказаться, беседа становится абсолютно непродуктивной. И может принести совершенно противоположные ожидаемым итоги.
- Не лгите и не лицемерьте. Вы никогда точно не знаете, насколько хорошим психологом окажется Ваш собеседник. Он может производить впечатление податливого и простодушного человека, которого можно уговорить на что угодно, а на самом деле являться отличным эмпатом и видеть Ваши попытки манипулировать насквозь.
Прописная истина всё ещё остаётся истиной: весь негатив, который Вы прямо или скрытно пытаетесь применить к своему оппоненту, может быть использован против Вас.
Если Вам действительно важны итоги предстоящего разговора, хорошо к нему подготовьтесь. И первым делом постарайтесь успокоиться и настроиться на плодотворную доброжелательную беседу. В этом случае у Вас будет намного больше шансов на успех.
А есть ли у Вас секреты ведения эффективных переговоров? Всегда ли удаётся добиться при общении нужного Вам результата?