Суть автомобиля, то, к чему в конечном итоге сводится его способность к движению, заключена в контакте пневматической (надувной) шины с дорогой. Этим он отличается от железной дороги, плавающих судов, летающих самолётов и других средств транспорта.
Если дорога скользкая, гололёд, то возможности контакта шины с дорогой сильно ограничены. Разнообразные электронные системы контроля движения только помогают использовать эти возможности по максимуму, никак не влияя на предельное значение сцепления.
Сцеплением с дорогой занимаются шины. Их способность удерживать автомобиль зависит от множества факторов, в том числе от материала, из которого изготовлен протектор, его рисунка, наличия шипов. Поэтому, так важно зимой, в гололёд ездить только на специальных зимних шинах.
Ну а если отправляетесь в дальний путь зимой, обязательно возьмите с собой трос, перчатки и противобуксовочные коврики. Есть такие, которые подкладывают под колёса буксующего автомобиля. А также, тёплую одежду и термос с чаем.
Что касается самой дороги, то наиболее опасен так называемый «чёрный лёд». Это когда асфальт покрыт тонким слоем замёрзшей воды. Дождь идёт и сразу замерзает, или недавно прошёл и подморозило. Такой лёд не виден и автомобиль неожиданно начинает скользить. В таком случае надо не паниковать и действовать максимально осторожно.
И помнить, что все эти антиблокировочные, противопробуксовочные и системы контроля устойчивости всего лишь не допускают выхода за пределы возможностей контакта шины. А на скользкой дороге возможности эти совсем не велики и превысить их очень просто. А это как раз и происходит при резком изменении движения, скорости или направления или неожиданном появлении льда под колёсами.
Так что, в гололёд надо не спешить, ехать плавно, аккуратно разгоняться и тормозить, осторожно поворачивать. И чётко помнить, что никакая электронная система не увеличит сцепление колёса с дорогой. Скользко, значит скользко!
Особенно, когда утром «неожиданно» выпадает первый снежок или после ночного дождя приходит морозец. В таком случае лучше остаться дома, или хотя бы переждать час пик. В котором большая часть автомобилистов выезжает на дорогу на летних шинах. Навыки вождения по скользкой дороге забыты и все едут медленно. Но небольших столкновений всё равно избежать сложно и автосервисы переполняются автомобилями со вмятинами и царапинами. День жестянщика!