Добрый день, уважаемы читатели. Путешествуя по нашей стране, часто можно встретить в музеях и установленных как памятники самолеты чешского производства Л-29 "Дельфин" и Л-39 "Альбатрос".
Эти самолеты в первую очередь Л-29, а затем и Л-39 были одними из самых массовых реактивных самолетов в СССР предназначенными для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, обучения элементам боевого применения, связанных с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки лётного состава лётных училищ и строевых частей.
Л-39 был создан для замены Л-29, первый полет совершил в 4 ноября 1968 года, а в ВВС СССР первые самолёты L-39С начали эксплуатировать в 1975 году в 105-м УАП Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков.
В последующем Л-39 поступили в большинство летных училищ: Качинское, Черниговское, Харьковское, Армавирское, Барнаульское, Ейское, Борисоглебское, Тамбовское, Краснодарское. Небольшое количество «Элок» было передано аэроклубам и учебным центрам ДОСААФ.
Серийно производился чешской фирмой Aero Vodochody до 1999 года. Всего было построено 2868. В настоящее время осталось много машин в летном состоянии. В России на них летает пилотажная группа "Русь", часть машин находиться в частном владении.
Но давайте вернемся к нашей теме. Как нам подсказывает один известный сайт, по их базе данных есть как минимум 122 памятника где установлен Л-39.
Обычно это стандартный подход к установке. Небольшой постамент или просто на какой-то площадке. Где-то ухоженные, выглядят как будто только с завода, где-то хуже. Но картина в целом одинаковая.
Недавно побывав на частном аэродроме "Караишево", которой находиться не далеко от международного аэропорта Казань. Я увидел не стандартный подход к созданию авиационного памятника.
Если покопаться в истории самолета установленного на памятной стеле становиться понятно, почему именно в таком виде его установили.
Л-39С RF-49810 бортовой 15, заводской 433029. Самолёт Первого состава Пилотажной группы Русь ВУАЦ. Участник авиасалона макс-1995 ,97,99,2001,2003,2005, боле 150 авиашоу в России и за рубежом. Участник авиашоу в Чехии. В 2017г вывезен на авиабазу в краснодарском крае. Предназначался для установки в качестве мишени. Спасен и вывезен в Караишево.
Вы согласны что выглядит очень оригинально и стильно? А еще на аэродроме есть небольшой авиационный музей, но об этом в следующей части.