Ранее мы рассказывали о таком свойстве асфальта как ползучесть, смотрели, от чего она зависит, какие у нее есть стадии и механизмы. Сегодня мы ответим на такие вопросы как:
- Как определяется ползучесть
- Как можно снизить ползучесть асфальта
Как определяется ползучесть асфальта
Стандартный метод определения ползучести детально описан в новом ГОСТ Р 58401.7-2019 . Как мы уже отмечали, на данный момент он имеет скорее рекомендательный характер. В старых ГОСТах 12801-98 и 9128-2013 оценка этого свойства не предусматривалась.
Ползучесть может определяться для:
- Образцов асфальтобетонной смеси (АБС), уплотненных в лаборатории на гираторе
- Кернов (вырубок) из готового дорожного покрытия
В каждом случае берется не менее трех одинаковых образцов – для увеличения точности измерений. У них отпиливают по 6 мм с каждого торца, чтобы получить ровные и гладкие поверхности. Затем определяют объемную (среднюю) плотность каждого образца, после чего их высушивают при комнатной температуре.
Асфальтобетон выдерживают в климатической камере при нужной температуре (в пределах от -30°C до 10°C) в течение 2-4 часов. На каждый торец устанавливают по четыре датчика перемещения, а образец горизонтально помещают между пластинами нагрузочной рамы.
Далее к образцу прикладывают постоянную статическую нагрузку в течение 100 или 1000 с. После снятия нагрузки анализируют степень вертикальных и горизонтальных деформаций в материале.
Детальную инструкцию к проведению испытания и формулы расчетов вы можете найти в ГОСТ Р 58401.7-2019 .
А в заключении мы подробнее остановимся на том, как производители асфальта борются с такой – пока что не до конца изученной – проблемой как накопление пластических деформаций.
Как снизить ползучесть асфальта
Снижение скорости ползучести позволяет значительно увеличить срок службы дорожного покрытия. Это актуально для участков постоянной статической или динамической нагрузки, особенно в летний период.
Увеличить долговечность покрытия можно так:
- Спроектировать смесь с высоким содержанием щебня
Крупные зерна щебенки формируют более жесткий и устойчивый каркас, чем песок. Именно на этом принципе базируется применение щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), которому в последние годы отдают предпочтение при строительстве дорог с высокой нагрузкой. - Использовать более вязкий битум
Асфальтобетон на битуме с повышенной вязкостью дольше сохраняет жесткость в жару – он менее подвержен деформированию. Но стоит отметить, что в морозы он становится хрупким и легко растрескивается. - Заменить природный песок отсевом
Отсев щебня имеет зерна неправильной формы с острыми углами и шероховатой поверхностью. Благодаря этому обеспечивается его высокая адгезия с битумом и другими компонентами смеси. - Использовать адгезионные присадки
Поверхностно-активные вещества (ПАВ) в составе асфальтобетонной смеси улучшают смачивание наполнителя битумом, увеличивают адгезию материала. Они не только снижают ползучесть, но и положительно влияют на другие характеристики асфальта – прочность, сдвигоустойчивость, водо-, морозо- и химическую стойкость и другие. - Использовать модифицирующие добавки
К ним относятся полимеры типа термоэластопластов, целлюлозные волокна и резиновая крошка, которые позволяют получить такие виды материалов как полимерасфальтобетон, ЩМА и резиноасфальтобетон. Добавки вводятся в битум и улучшают его свойства: делают вяжущее более стойким, менее чувствительным к изменениям температуры, замедляют его старение. Асфальт на модифицированном битуме активно применяется в ответственном дорожном строительстве как в России, так и за рубежом.
Подведем общий итог.
Ползучесть – это свойство материала накапливать деформации под действием постоянной статической или динамической нагрузки. Она может быть разделена на стадии: затухающая, установившаяся и ускоренная. Ползучесть асфальта зависит от его внутреннего сцепления, вязкости битума и длительности эксплуатации, а также от внешних факторов: температуры, величины и регулярности нагрузок. Снизить ползучесть можно путем увеличения доли щебня в смеси, замены природного песка на отсев, использования более вязкого битума, внесения адгезионных и модифицирующих добавок.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #ползучесть #ползучесть асфальта #полезные советы #свойство ползучести #свойства асфальта