Найти в Дзене
Грунтовозов

Как определяется ползучесть асфальта и как ее снизить

Оглавление

Ранее мы рассказывали о таком свойстве асфальта как ползучесть, смотрели, от чего она зависит, какие у нее есть стадии и механизмы. Сегодня мы ответим на такие вопросы как:

  • Как определяется ползучесть
  • Как можно снизить ползучесть асфальта
На первой стадии ползучести асфальтовое покрытие легко деформируется, так как оно еще не уплотнилось полностью
На первой стадии ползучести асфальтовое покрытие легко деформируется, так как оно еще не уплотнилось полностью
На третьей стадии ползучести дорожное покрытие разрушается
На третьей стадии ползучести дорожное покрытие разрушается

Как определяется ползучесть асфальта

Стандартный метод определения ползучести детально описан в новом ГОСТ Р 58401.7-2019 . Как мы уже отмечали, на данный момент он имеет скорее рекомендательный характер. В старых ГОСТах 12801-98 и 9128-2013 оценка этого свойства не предусматривалась.

Ползучесть может определяться для:

  • Образцов асфальтобетонной смеси (АБС), уплотненных в лаборатории на гираторе
  • Кернов (вырубок) из готового дорожного покрытия

В каждом случае берется не менее трех одинаковых образцов – для увеличения точности измерений. У них отпиливают по 6 мм с каждого торца, чтобы получить ровные и гладкие поверхности. Затем определяют объемную (среднюю) плотность каждого образца, после чего их высушивают при комнатной температуре.

Асфальтобетон выдерживают в климатической камере при нужной температуре (в пределах от -30°C до 10°C) в течение 2-4 часов. На каждый торец устанавливают по четыре датчика перемещения, а образец горизонтально помещают между пластинами нагрузочной рамы.

Далее к образцу прикладывают постоянную статическую нагрузку в течение 100 или 1000 с. После снятия нагрузки анализируют степень вертикальных и горизонтальных деформаций в материале.

Детальную инструкцию к проведению испытания и формулы расчетов вы можете найти в ГОСТ Р 58401.7-2019 .

А в заключении мы подробнее остановимся на том, как производители асфальта борются с такой – пока что не до конца изученной – проблемой как накопление пластических деформаций.

Как снизить ползучесть асфальта

Снижение скорости ползучести позволяет значительно увеличить срок службы дорожного покрытия. Это актуально для участков постоянной статической или динамической нагрузки, особенно в летний период.

Увеличить долговечность покрытия можно так:

  • Спроектировать смесь с высоким содержанием щебня
    Крупные зерна щебенки формируют более жесткий и устойчивый каркас, чем песок. Именно на этом принципе базируется применение щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), которому в последние годы отдают предпочтение при строительстве дорог с высокой нагрузкой.
  • Использовать более вязкий битум
    Асфальтобетон на битуме с повышенной вязкостью дольше сохраняет жесткость в жару – он менее подвержен деформированию. Но стоит отметить, что в морозы он становится хрупким и легко растрескивается.
  • Заменить природный песок отсевом
    Отсев щебня имеет зерна неправильной формы с острыми углами и шероховатой поверхностью. Благодаря этому обеспечивается его высокая адгезия с битумом и другими компонентами смеси.
  • Использовать адгезионные присадки
    Поверхностно-активные вещества (ПАВ) в составе асфальтобетонной смеси улучшают смачивание наполнителя битумом, увеличивают адгезию материала. Они не только снижают ползучесть, но и положительно влияют на другие характеристики асфальта – прочность, сдвигоустойчивость, водо-, морозо- и химическую стойкость и другие.
  • Использовать модифицирующие добавки
    К ним относятся полимеры типа термоэластопластов, целлюлозные волокна и резиновая крошка, которые позволяют получить такие виды материалов как полимерасфальтобетон, ЩМА и резиноасфальтобетон. Добавки вводятся в битум и улучшают его свойства: делают вяжущее более стойким, менее чувствительным к изменениям температуры, замедляют его старение. Асфальт на модифицированном битуме активно применяется в ответственном дорожном строительстве как в России, так и за рубежом.

Подведем общий итог.

Ползучесть – это свойство материала накапливать деформации под действием постоянной статической или динамической нагрузки. Она может быть разделена на стадии: затухающая, установившаяся и ускоренная. Ползучесть асфальта зависит от его внутреннего сцепления, вязкости битума и длительности эксплуатации, а также от внешних факторов: температуры, величины и регулярности нагрузок. Снизить ползучесть можно путем увеличения доли щебня в смеси, замены природного песка на отсев, использования более вязкого битума, внесения адгезионных и модифицирующих добавок.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #ползучесть #ползучесть асфальта #полезные советы #свойство ползучести #свойства асфальта