Было тут дело, которое рассматривал Верховный суд. Оно заключалось в том, что клиент купил автомобиль с пробегом, а обнаружив несоответствие машины с тем, что написано в договоре, решил вернуть ее обратно. Надеюсь, все прекрасно знают, что продавцы порой поют отменные байки про сложный технический товар, который не подлежит обмену и возврату. Однако, подлежит.
Законом даже выделен на это 15-дневный срок. Но закон на то и закон, чтобы запутаться, поэтому важно помнить, что передача товара покупателю является началом этого срока, но его течение начинается лишь на следующий день.
Получается, обнаружив хоть какой-то недостаток , необязательно существенный, можно абсолютно законно вернуть товар продавцу и получить назад свои денежки. Так и хотела поступить женщина, купившая транспортное средство с пробегом. Продавец указал в договоре, что машина 2015 года выпуска, а пробег на момент продажи составляет 62000 км. Неисправная приборная панель не дала возможности проверить информацию на месте, но уже после изучения документов после покупки стало известно, что реальный год 2013. С пробегом тоже были манипуляции: он более чем в два раза превышает заявленный и составляет 132’354 км. Многие бы на ее месте посчитали себя обманутыми и не стали бы даже пытаться восстановить справедливость, но она пошла до победного. Проиграла несколько судов, но судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону и дала разъяснение по многим вопросам, включая ситуацию со скрученным пробегом и годом выпуска.
«Согласно ст. 12 Закона о защите прав потребителей, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков», — говорится в обзоре судебной практики.
«Разрешая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора.»
Это плохая новость для тех, кто дурит своих клиентов, им придётся не сладко. И хорошая для покупателей — если оперативно удалось узнать и подтвердить, что пробег у купленного б/у авто был скручен, то машину можно будет вернуть обратно в автосалон и забрать деньги. Но делать это надо в двухнедельный срок, а то потом будет сложнее.
Так, глядишь, дойдём и до наказания за сам факт скручивания пробега, что уже давно пора сделать. Но и эти шаги, которые уже есть в виде разъяснений Верховного суда, уверен, позитивно отразятся на рынке бывших в употреблении автомобилей. Главное — найти хорошего юриста, потому что сами салоны вряд ли пойдут навстречу в таком щекотливом вопросе.