Неподалёку от Нижегородского кремля, на высоком берегу Волги у перекрёстка улицы Нестерова и Верхневолжской набережной можно увидеть макет самолёта Ньюпор-4.
Самолёт с ложкой, как за характерную форму противокапотажной лыжи называли Nieuport-IV современники, появился в России на самой заре становления нашей авиации.
Разработали его во Франции.
Эдуард Ньюпор (Edouard Nieuport) в 1908 году начал строить летательные аппараты собственной конструкции.
Первые модели показали наличие у Ньюпора таланта и организаторских способностей.
Его самолёты успешно летали, побеждали в гонках и устанавливали мировые рекорды.
В России внимательно наблюдали за успехами мировой авиации, поэтому, не удивительно то, что в 1912 году с фирмой основанной Ньюпором (сам Эдуард погиб в авиакатастрофе в 1911 году) был заключен контракт на поставку самолётов Ньюпор-4 для русской авиации.
Строили самолёты в России в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве.
За два года было выпущено более 300 аппаратов этого типа, на которых научились летать тысячи пилотов.
Через несколько лет самолёт Ньюпор-4 устарел морально, его достоинства быстро потускнели перед новыми разработками самого Ньюпора, а так же Фармана и быстро профессионально подрастающих российских конструкторов.
А вот недостатки проявились уже совсем скоро.
Одним из них было управление по крену и направлению, принципиально отличавшееся от общепринятого ныне.
В Ньюпоре управление по крену выполнялось педалями, а по направлению - отклонениями ручки (обычно наоборот, направление педалями, а крен - ручкой).
Это создавало серьёзные проблемы в переучивании пилотов с Ньюпора на самолёты других типов.
Эксплуатация Nieuport-IV закончилась приблизительно в 1925 году.