Проколотая шина, как показывает практика, может натолкнуть на самые разные размышления. Вот, к примеру, я, в очередной раз доставая запаску из багажника, люблю поразмышлять. И всё чаще задумываюсь о том, почему для того чтобы заменить колесо, нужно открутить четыре, пять, а иногда и шесть болтов или гаек, а не одну единственную гайку. Поверьте, это не пустая блажь, и не приступы маниловщины. Даже изобретать ничего не нужно, поскольку уже всё давным-давно придумано. Всё, что требуется – перейти на запатентованную аж в 1908 году систему крепления с центральным замком и гайкой Рудж-Витворт.
Владельцам ретроавтомобилей подобный атрибут (рисунок №1), встречающийся на шикарных Дюзенбергах и Хорьхах, стремительных Ягуарах и Альфа-Ромео, практичных Моррисах и Дикси, хорошо известен.
Устроен он довольно просто. Колёсный диск, внутри посадочного отверстия которого нарезаны шлицы, надевается на коническую ступицу, также имеющую шлицевую нарезку. После этого на резьбовой хвостовик, с помощью специального гаечного ключа, наворачивается особой конструкции самоконтрящаяся гайка, затягиваемая с определённым усилием. При этом гайки, устанавливаемые на левой по направлению движения стороне, имеют правую нарезку, а на правой стороне – левую.
В своё время подобная система крепления получила широкое распространение и успешно применялась на машинах разных марок до начала шестидесятых годов прошлого века. В сочетании с оспицованными дисками (рисунок №2) она смотрелась очень эффектно.
К слову сказать, оспицованные колёса существенно повышали ездовой комфорт, гася часть ударных нагрузок, возникающих при наезде на препятствия. Увы, от них тоже отказались! Однако вернёмся к системе Рудж-Витворт. Постепенно её запретили под предлогом того, что имеющиеся на гайках крылышки травмоопасны. Но так ли это на самом деле?
С одной стороны, нужно сильно напрячь воображение, чтобы представить себе ситуацию, при которой участники дорожного движения вступают в контакт с деталью, расположенной на колесе движущегося автомобиля. С другой стороны, пресловутые крылышки – совсем необязательный компонент гаек Рудж-Витворт. Подобные устройства могут иметь и другую форму, в чём несложно убедиться, изучив фото №3.
Что, всё равно остаются сомнения? Ну, хорошо, давайте мы накроем гайку защитным колпаком, так, как показано на рисунке №4.
И даже если вы ярый противник оспицованных дисков, с пеной у рта готовый доказывать опасность подобной конструкции, вспоминая печально известный инцидент с Айседорой Дункан и её развевающимся шарфом, можно с вами согласится, и использовать центральный замок на дисках более привычного типа, таких, как показаны на рисунке №5.
Так что все разговоры о нарушении норм безопасности, лично у меня, вызывают сильные сомнения. И с надёжностью тоже всё в полном порядке. Недаром в настоящее время подобная система крепления колёс вполне успешно применяется на некоторых моделях Porsche и других спорткарах (рисунок №6), развивающих скорость свыше 300 км/час.
На болидах Формулы-1 (рисунок №7) запатентованная более века назад конструкция позволяет менять колёса за несколько секунд.
И никто не собирается от неё отказываться. Так почему на Porsche 911 GT3 или Ferrari SF21 можно, а на каких-нибудь Лада Веста или Renault Logan – нельзя? У меня, инженера-конструктора и автомобилиста с большим стажем, нет ответа на этот вопрос. Ну не понимаю я, чем центральное крепление Рудж-Витворт не устраивает современных производителей массовых моделей автомобилей, и почему, когда надо сменить проколотое колесо, водители должны откручивать не одну, а несколько гаек. Может кто-то из читателей канала поделиться на этот счёт своими мыслями?