Для увеличения объема производимой энергии ДВС должен сжигать большее количество топливно-воздушной смеси. Однако если увеличить объем подаваемого горючего несложно (необходима лишь команда форсункам от ЭБУ), то предельное количество воздуха, засасываемого в магистраль естественным путем, остается неизменным. Поэтому сегодня все чаще силовые агрегаты оснащаются наддувом, который позволяет принудительно нагнетать в камеру сгорания воздушную массу. Примечательно, что установка турбины позволяет повысить мощность двигателя, сократив расход горючего.
Встречаются следующие конфигурации:
- Компрессор
- Турбина
- Две или несколько турбин
- Компрессор и турбина
Компрессор работает за счет энергии коленвала, а турбина – благодаря потоку отработанных газов, который раскручивает ее лопасти.
В процессе работы элементы турбины получают естественный износ, ввиду чего с увеличением пробега возможен выход механизма из строя. Особенно быстро компоненты приходят в негодность из-за масляного голодания. Нужно отметить, что турбина не имеет собственного смазочного материала – используется масло, заправленное в ДВС.
При наличии неисправностей турбины наблюдается резкое падение мощности мотора. Следовательно, увеличивается и расход топлива, поскольку для достижения номинальных динамических показателей двигатель приходится сильнее раскручивать. К счастью, турбонагнетатель в большинстве случаев поддается ремонту, поэтому неполадки удается устранить без замены механизма.