Найти в Дзене

Хорошее начало и печальный финал известной Оды

Оглавление

История ИЖ-2126 «Орбита» напоминает историю Золушки, которая так и не встретила добрую фею и к тому же опоздала на бал, явившись ко двору не прекрасной незнакомкой, а симпатичной замарашкой. «Орбита» добралась до конвейера спустя 20 лет после начала разработки - морально устаревшей и неактуальной, зато под громким именем «Ода».

Хорошее начало

В 1975 году, после десяти лет работы «в стол», конструкторы и дизайнеры Ижевского автомобильного завода, наконец-то, получили техническое задание на разработку нового легкового автомобиля. Государство готово было вкладывать средства в новые модели легковушек только при условии, что их успешный экспорт принесет стране валюту. Спрос на «Москвич-412» за рубежом упал, и в результате АЗЛК пришлось спешно «омолаживать» базовую модель к производству готовился «Москвич-2140». Волжский автозавод осваивал выпуск ВАЗ-2106. Курировавший ПО «Ижмаш» секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов понимал, что если Ижевский автозавод не предпримет аналогичные шаги, то окажется «на задворках экономики». Устинову удалось выбить для ИжАвто госзаказ на разработку простого (классической компоновки) и современного (с кузовом «хэтчбек») автомобиля малого класса с двигателем объемом 1600 см3.

ИЖ-2126 серийного образца
ИЖ-2126 серийного образца

Конструкторы ИЖ-2126 выжали максимум из классической компоновки, а дизайнеры создали узнаваемый экстерьер.

Новая платформа получила современный пятидверный кузов типа «хэтчбек». В 1977 году прототипы первой серии, которым было присвоено рабочее название «Т», были готовы к испытаниям.

Однако прежде чем «Орбита» приобрела окончательный вид, над ее начинкой основательно потрудились конструкторы.

К концу 1983 года можно было смело говорить о том, что архитектура нового ижевского хэтчбека обрела свой окончательный вид. Несмотря на то что от многих смелых замыслов и оригинальных технических решений пришлось отказаться во имя упрощения и удешевления конструкции, ИЖ-2126 на тот момент был прогрессивным и оригинальным автомобилем.

Конструкторам действительно удалось выжать максимум из классической компоновки, а дизайнеры создали современный и узнаваемый экстерьер. Казалось бы, дело за малым: доработать машину «набело», провести ее через государственные испытания и осваивать производство. Но все сложилось иначе.

Печальный финал

Поначалу события развивались достаточно динамично. В 1983 году прототип «03» был продут в аэродинамической трубе при участии специалистов компании Renault. Результатом стало создание аэродинамического профиля задней двери и отказ от заднего стеклоочистителя.

Один из прототипов
Один из прототипов

В 1984-м завод получил новейшие зарубежные аналоги для окончательной доводки своего детища: SAAB-9OO, Ford Sierra, Toyota Corolla. В том же году прототипы серии «04» успешно прошли государственные испытания и были рекомендованы к производству. А в декабре 1984 года умер Дмитрий Федорович Устинов. Лишенному могущественного покровителя Ижевскому автозаводу сразу «указали на место» в системе государственной экономики: средства, необходимые для запуска «Орбиты» в производство, были заметно урезаны.

В очередной раз пришлось вносить коррективы (теперь уже вынужденные) в конструкцию и внешний облик автомобиля: например, вместо изящных немецких фар пришлось приспосабливать к стилистике передка угловатую оптику ВАЗ-2108, а салон лишился качественного пластика. Кроме того, пришлось расстаться с мечтой о новом двигателе 1,6 л. Так в 1987 году на свет появилась незапланированная «регрессивная» серия прототипов «05». На сей раз финальная.

Все необходимые изменения в конструкции машины завод подготовил в кратчайшие сроки. На территории ИжАвто были построены корпуса сварки и окраски кузова новой модели. Но деньги на сварочный комплекс появились только в начале 90-х, а после закупки комплекса быстро закончились. Экономику страны лихорадило. В условиях рынка Ижевскому автозаводу удавалось оставаться на плаву за счет успешной реализации «каблучков», спрос на которые резко вырос благодаря развитию малого бизнеса.

Спереди всегда напоминало ВАЗ-2108, а сзади было вот это
Спереди всегда напоминало ВАЗ-2108, а сзади было вот это

Тем не менее, в 1991 году «Орбиты» начали мелкосерийно собирать по обходным технологиям, причем большую часть машин, зачастую некомплектных, продавали сотрудникам автозавода.

К началу 1995 года удалось выпустить всего около тысячи автомобилей. Более-менее стабильный выпуск ИЖ-2126 был налажен лишь в 1997-1998 годах.

Нельзя не упомянуть и еще об одном факте, словно подводящем черту под несчастливой судьбой автомобиля. Когда на рубеже веков ИжАвто, наконец, нашел возможность наладить серийное производство безнадежно «передержанного» первенца нового семейства, выяснилось, что товарный знак «Orbit» еще в 1986 году был зарегистрирован фирмой ItalDesign крупнейшим кузовным ателье Италии как имя одного из своих концепт-каров. Пришлось подыскивать для ИЖ-2126 новое название. Остановились на «Оде».

«За кулисами истории» ижевская малолитражка, спроектированная еще в эпоху застоя, пережила перестройку, развал Советского Союза, переход России к рыночной экономике, приватизацию, деноминацию и пару экономических кризисов. Нет ничего удивительного в том, что, в конце концов, под именем «Ода» предстал автомобиль, которому следовало бы появиться минимум на десять лет раньше.

Новые владельцы ИжАвто группа компаний «СОК» посчитали выпуск «Оды» нерентабельным, и в 2005 году ее производство было свернуто.

Понравилась статья? Тогда не забывайте подписываться на канал!

Авто
5,66 млн интересуются