В СССР автомобиль был реальным предметом роскоши и показателем успешности человека. Но для многих людей автомобиль был лишь только мечтой, и зачастую не потому что не было денег, а потому что просто взять и купить машину было невозможно.
Если смотреть на примере Волги-24, то эти машины имели свой процент распределения: около 40% машин уходило бюджетникам, примерно столько же в такси, а остаток уже выходил на розничный рынок для обычных покупателей.
Если начать искать информацию об общем количестве автомобилей в СССР, можно найти кучу информацию, с зачастую искажёнными цифрами, поэтому будем брать средние значения. На начало 91го года население страны составляло порядка 280 миллионов, а общее количество автомобилей около 16 миллионов. Быстро подсчитав соотношение количества людей и машин, выходит что на тысячу человек приходилось всего около 6 автомобилей.
Было понятно, что существующие производители просто не способны укомплектовать существующий рынок, поэтому было принято решение о создании предприятия, которое справится с этим. Этим предприятием стал завод "АВТОВАЗ" в Тольятти. Всего, начиная с 1970 года по 2013 год, через ворота завода проехало порядка 16 миллионов автомобилей, а самым культовым и производимым стала всеми известная "шестёрка".
Но всё это лишь итоги долгой истории, а поначалу всё было не так радужно. Проблема покупки автомобиля сменялась проблемой обслуживания, ведь станций СТО по всей стране было недалеко за 600 штук. Наполненность запчастями была около 30%. Очень сложно было найти запчасть, либо дождаться её спустя несколько месяцев. Отдельная тема была с колёсами, ведь тогда ещё не было зимней резины, поэтому выдавали всего один комплект на 5 лет, и степень износа никого не волновала.
Ну и то, для чего писалась эта статья - ценообразование и прибыль государства. "Копейка" по себестоимости выходила в 1500 рублей, а в продажу уходила почти за 2000 рублей. Вот и получалось, что 500 рублей с одной машины уходило в гос.казну, неплохо, да?
Но чемпионом по доходности всегда была Волга-24, которая по закупке государству выходила в 2700 рублей, а в рознице уходила по 12000 рублей. И всю эту разницу забирало себе государство. С одной стороны, это правильно, ведь даже возведение АВТОВАЗа происходило за счёт государства, но с другой стороны, немыслима ситуация, при которой бы каждый автомобиль в мире уходил в продажу с наценкой в 400 процентов. Отсюда и брались бесплатные блага для населения - не из гос.бюджета, а напрямую из карманов граждан!