Способов индивидуализировать машину придумано множество: можно наклеить «три икса» на ветровое стекло, обтянуть кузов золотой плёнкой, пильнуть пару-тройку витков пружин, раскошелиться на комплект «Воссенов» или полноценный тюнинг-кит от Mansory… Ну а если всё вышеперечисленное уже есть, то хочется добавить «вишенку» в виде «красивого» номера. С 2021 года россияне смогут покупать номера с особым сочетанием букв и цифр через портал Госуслуг, а мы решили посмотреть, как с этим обстоят дела в других странах.
Получить номер с любимой комбинацией букв и цифр можно во многих странах. Где-то эта процедура официальна и прозрачна, а где-то является делом случая и наличия связей с соответствующими органами. Последний вариант рассматривать не будем, а про то, как обстоят дела на «светлой стороне», расскажем.
ОАЭ
В Объединённых Арабских Эмиратах продажа эксклюзивных номеров выглядит… по-восточному. Если житель Дубая хочет получить что-то поинтереснее, чем пять случайных цифр, то ему придётся участвовать в открытом аукционе, который проводит дорожно-транспортный орган. Существует простая закономерность: чем меньше в номере цифр, тем дороже он будет стоить. Самыми дорогими номерами в Эмиратах всегда были плашки с одной цифрой — там счет идёт на миллионы долларов.
Все деньги, вырученные на таких публичных аукционах, отправляются на благотворительность. В общем, все довольны и счастливы.
США
Дальше всех по части кастомизации номерных знаков пошли в США. Здесь автомобилист волен выбирать не только то, что написано на номерном знаке, но и подложку номеров — то есть фон. Подобные услуги предлагаются почти во всех уголках страны, но, как это часто бывает в США, цены отличаются от штата к штату. Например, в Калифорнии за эксклюзивную подложку придется заплатить от 20 до 50 долларов (1245–3110 рублей) сначала, плюс 15–40 долларов ежегодно (930–2490 рублей) за пролонгацию. Эксклюзивный текст стоит 49–98 долларов единовременно (3050–6100 рублей), плюс ещё 38–78 долларов каждый год за то, чтобы этот текст продолжал находиться на вашем номере (2365–4855 рублей).
Несмотря на знаменитую Вторую поправку, цензура в отношении номеров в Америке работает полным ходом. Например, владельца машин последнего фото в галерее выше местная полиция попросила сдать провокационные номера обратно — после того как выяснила, что первая часть слова имеет нецензурное значение на другом языке.
А в штате Вермонт с недавних пор на номера можно нанести эмодзи — такая забава будет ежегодно обходиться в 26 долларов (1620 рублей). В калифорнийском Сакраменто с 2018 года вполне реально заказать цифровые номера, то есть вместо металлических блях на машину установят мониторы. Цена — 699 долларов (43 800 рублей).
Форматы номерных знаков во всех штатах тоже разные: в той же Калифорнии, например, это 1ABC123. Но подражать им при изготовлении персональных табличек нельзя. А если хочется красоту вроде 7TTT777, то нужно искать её у коллекционеров номеров (в Штатах таких немало) или на подержанных машинах.
Германия
У педантичных немцев с «красивыми» номерами всё несколько сложнее — хотя бы по той причине, что некоторые числовые комбинации закреплены за различными службами и ведомствами, а буквенные отражают принадлежность машины к городу регистрации. Тем не менее, заплатив 10 евро и 20 евроцентов (700 рублей), автовладелец может немножко поправить номер таким образом, чтобы он стал поинтереснее.
Например, владелец машины из города Пирна может заказать номер «PIR AT77». Первые три буквы, отвечающие за географическую принадлежность, он изменить не в силах — они обязательно будут выглядеть как PIR, — а дальше есть определённая свобода. Так почему бы не превратить свою ласточку в пиратский корабль?
Из-за привязки буквенных индексов к географии компания BMW регистрирует некоторые Mini из немецких пресс-парков в городе Минден – тогда есть возможность получить номера «MI NI….». А вот выпустить целиком именной номер в Германии не получится. Точнее, сделать-то его можно, но с ним нельзя ездить по дорогам общего пользования — только покрасоваться где-то на тематических мероприятиях.