Это, казалось бы, очень простой вопрос: нуждается ли современный автомобиль в прогреве перед началом движения? Если вы откроете инструкцию к своему автомобилю, то скорее всего найдете там строчки, в которых все будет исчерпывающе объяснено.
Там с высокой долей вероятности будет написано, что автомобиль готов к движению сразу после пуска двигателя. Вот, например, что пишет в своих руководствах BMW: “не прогревайте двигатель!”
Используя такие данные, а также учитывая различные законодательные нюансы, можно легко составить в голове «правильную» модель поведения. Что за нюансы и о какой «правильности» идет речь?
Например, в «цивилизованной» Германии запрещено стоять автомобилю с заведенным двигателем, более того, точно то же самое правило есть и в России, просто ответственность за него, по сути, отсутствует.
Так вот, используя такие аргументы, многие люди, которые не очень хорошо разбираются в устройстве двигателя внутреннего сгорания, а также различных агрегатов, составляющих конструкцию современного автомобиля, могут сказать, даже утверждать, что, конечно же, греть современную машину не нужно: завел и поехал.
Но все не так просто. Во-первых, тут есть нюансы, касающиеся изменения вязкости масел, смазывающих двигатель, коробку передач, а также детали трансмиссии (редукторы, дифференциалы, раздаточные коробки) при низких температурах. При низких температурах вязкость любого масла увеличивается. Густое моторное масло плохо прокачивается, при очень низких температурах масло и вовсе стать таким густым, что перестает проворачиваться коленчатый вал двигателя.
Но даже если мы предположим, что у нас залито хорошее полностью синтетическое масло, соответствующее температурному режиму по своей кинематической вязкости, то все равно необходимости прогрева двигателя никто не отменял.
Связано это с конструкцией самого агрегата. Для того, чтобы понять, о чем речь, давайте сделаем небольшое ретроспективное углубление в прошлое. Начнем с того, что моторное масло – это не просто очищенная нефтяная фракция, которой является минеральное базовое масло. В хороших маслах используется гидрокрекинговая («синтетическая») или полностью синтетическая (в смеси с ПАО) база, в которую добавлены специальные присадки.
В том числе - противоизносные присадки, которые предотвращают ускоренный износ двигателя. Если вы не знали, то примерно 75% износа двигателя приходится как раз на момент запуска двигателя и на его прогрев.
Для того, чтобы снизить износ двигателя, еще в 1935 году основатель компании Castrol Чарльз Вейкфилд предложил ввести в состав масла цинкофосфатные противоизносные присадки.
Эти присадки способствовали созданию на поверхности металла защитной пленки, или, говоря научным языком, трибохимического реакционного слоя, препятствующего износу двигателя при различных типах возникающего трения. Казалось бы, все придумано, мотор защищен. Но тут есть нюанс, куда без него: создаваемый стандартными цинкофосфатными противоизносными присадками (до сих пор входящими в состав масел) трибохимический реакционный слой формируется лишь по мере прогрева масла и двигателя, а именно, при температуре 80 градусов. А хоть как-то работать эти присадки начинают лишь при температуре в 60 градусов!
Конечно, многие современные масла, особенно с использованием ПАО, далеко ушли от тех, которые создавались в 30х годах, сегодня производителями масел используются разные присадки и технологии, чтобы защитить двигатель в момент пуска и прогрева, а также работы на холостом ходу (еще один вредный для мотора режим работы), но все равно законы физики и химии никто не отменял.
Таким образом, мы понимаем, что, при использовании любого моторного масла, при холодном пуске двигатель у нас не полностью защищен от износа. И, если резко начать движение без прогрева, то мотор будет изнашиваться максимально интенсивно.
Речь идет об износе прежде всего в кулачках и толкателях распределительного вала. А также это касается поршней, цилиндров, колец, цепи механизма газораспределения, износа подшипников, степени полировки стенок цилиндра и образовании нагара на деталях двигателя.
Повторюсь, да, действительно, современные масла позволяют защищать двигатель при меньшей температуре. Но, так или иначе, все равно для того, чтобы присадки вступили в действие, маслу необходимо немножечко прогреться. Это касается не только масла, но и различных резинопластиковых уплотнений агрегатов – сальников и пыльников.
Так что я рекомендую обязательно прогревать двигатель зимой перед началом движения для того, чтобы все необходимые масла, которые залиты в ваш автомобиль, в его агрегаты, начали свою работу по защите двигателя агрегатов.
Часто можно услышать рекомендацию, касающуюся того, что нужно немножечко прогревать автомобиль на тормозе с включенным «драйвом», если у вас используется автоматическая коробка передач, по большому счету делать этого необязательно. Но греть двигатель в мороз от 30 секунд до пары минут – полезно для вашего автомобиля. Движение можно после этого начинать, и желательно, не превышая 2000-3000 об/мин (на бензиновом моторе) до полного прогрева двигателя.
Тут вы можете спросить, неужели производители такие дураки, что не могут так и написать в инструкции - прогревай машину пару минут, а потом только начинай движение? Все дело в экологии, о которой автозаводы должны демонстративно заботиться. При прогрева на холостом ходу двигатель работает на богатой смеси и выбрасывае максимум вредных веществ.
Вообще, необходимость прогрева мотора исчезла из инструкций к автомобилям одновременно с появлением систем электронного впрыска, позволяющим гибко регулировать параметры топливо-воздушной смеси в зависимости от температуры и режима работы двигателя.
Другими словами, электронный впрыск позволяет двигателю работать, при необходимости, как на богатой, так и на бедной смеси, делая ее состав оптимальным для стабильной работы в данный конкретный момент. И как технология электронный впрыск на автомобильных ДВС получил распространение именно с целью соответствия новым экологическим требованиям (их впервые упомянул Акт о чистом воздухе, США, 1963 год, дополнен в 1967 году). С 1992 года в Европе был принят стандарт Евро, поставивший крест на продаже новых автомобилей с карбюраторами, не способными обеспечить автомобилю чистый выхлоп. В дальнейшем доработки конструкции ДВС также шли в направлении уменьшения количества выбросов, вместе с нарастанием требований Евро (сейчас в Европе действует Евро-6). Короткие катколлекторы, легкосплавные блоки, прямой впрыск - все возможные решения для максимально быстрого прогрева и минимального количества выбросов. Но забота об экологии, увы, не равна здоровью для мотора.
И сразу хочу предостеречь от слишком долгого прогрева двигателя. Греть автомобиль 10, 15, 20 и более минут – это довольно абсурдно, вредно с точки зрения экологии и не очень полезно для самого автомобиля. Потому что длительная работа на холостом ходу тоже значительно увеличивает износ двигателя. Ведь именно в таком режиме мотор работает на богатой смеси, которая может сгорать не полностью, формируя в двигателе отложения на поршнях и поршневых кольцах, а также на клапанах. Все это ведет к увеличенному расходу масла и другим проблемам с мотором.
В общем, греем от 40 секунд до пары минут! За это время можно почистить стекла от снега, или накрасить ногти) Потом едем себе спокойно, без резких нажатий на газ и супер-низких или супер-высоких оборотов.
Если загустела жидкость в усилителе руля, или коробке передач (рычаг МКП плохо движется, руль вращается с трудом) то ждем до момента, когда они "оттают", и только потом едем!