Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Впечатления истребителя о вертолёте

Оглавление

Юрий Николаевич Мамонтов

фотографии из архива автора
фотографии из архива автора

О вертолёте. Первый раз я сел в «танец с саблями» в 1977 году уже офицером и выполнил плановый парашютный прыжок на расчековку. Был гипс.

Через два года были наблюдателями на Ми-8 при поиске пропавшего истребителя. Летали на вертолётах Ми-8 над тайгой на малой высоте до обеда часа четыре, после обеда часа четыре, и так 10 дней... Впечатления ? Не укачивает вообще. Если «образец» укачиваний - это Ан-2 (на Ан-2, но годом ранее, искали самолёт моего командира).

Полёт на вертолёте устойчив. Часть руки высовывал из «окна». Не загнуло. Лётчики во время поиска стремились на вертолёт - нас ведь тоже укачивает. Если ты «пассажир» и не держишься за ручку или штурвал - укачивает. С малым опытом больше укачивает, с большим опытом — меньше. Всегда в салоне Ми-8 (грузовой кабине) установлены большие два бака для топлива, реже один. (Интересно, а без них сколько вертолёт продержится в воздухе?) Штурман, он справа от командира, всегда с картой в руках и ведёт пальцем по ЛЗП (линии маршрута), сверяет ориентиры с картой.

-2

Действительно, вести ориентировку при полётах на малой высоте много сложнее. И тут «истребительская» карта двадцатикилометровка не подойдёт. Как минимум десяти, а лучше пятикилометровка.

И как доказательство - у истребителей при потере ориентировки — набрать высоту 4.000-6.000м. Именно с этой высоты становится всё понятно. Правильно понимаешь (опознаёшь) ориентиры линейные и площадные.

А с высоты 20.000 м визуальная ориентировка совсем упрощается : вот Москва, а вот Северный полюс.

В Заполярье попросился у капитана Савостикова полетать (он обеспечивал наше спасение). Интересно ведь. Правак был очень обижен (летали все мало и с большими перерывами). Ощущенияяяя... Как будто сидишь в стеклянном батискафе. Обзор офигенный. Рыбок не хватает.

Несмотря, что в училище летали с прицелом, когда сел в Су-15ТМ: «А как летать? Ни фига не видно впереди!». И действительно — тубус прицела БРЛС, коллиматорный прицел, всякие «включалки». Жизнь заставила — привык.

Так вот. Управление в Ми-8 педалями и ручкой не напрягает — лёгкое, чувствительное. Приборов лишних нет. Всё понятно. Но как летать без навигационных систем ? АРК и компас ? Ну штурман с картой...А ещё что-нибудь в помощь ? Воспоминания...

-3

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен