Юрий Николаевич Мамонтов
О вертолёте. Первый раз я сел в «танец с саблями» в 1977 году уже офицером и выполнил плановый парашютный прыжок на расчековку. Был гипс.
Через два года были наблюдателями на Ми-8 при поиске пропавшего истребителя. Летали на вертолётах Ми-8 над тайгой на малой высоте до обеда часа четыре, после обеда часа четыре, и так 10 дней... Впечатления ? Не укачивает вообще. Если «образец» укачиваний - это Ан-2 (на Ан-2, но годом ранее, искали самолёт моего командира).
Полёт на вертолёте устойчив. Часть руки высовывал из «окна». Не загнуло. Лётчики во время поиска стремились на вертолёт - нас ведь тоже укачивает. Если ты «пассажир» и не держишься за ручку или штурвал - укачивает. С малым опытом больше укачивает, с большим опытом — меньше. Всегда в салоне Ми-8 (грузовой кабине) установлены большие два бака для топлива, реже один. (Интересно, а без них сколько вертолёт продержится в воздухе?) Штурман, он справа от командира, всегда с картой в руках и ведёт пальцем по ЛЗП (линии маршрута), сверяет ориентиры с картой.
Действительно, вести ориентировку при полётах на малой высоте много сложнее. И тут «истребительская» карта двадцатикилометровка не подойдёт. Как минимум десяти, а лучше пятикилометровка.
И как доказательство - у истребителей при потере ориентировки — набрать высоту 4.000-6.000м. Именно с этой высоты становится всё понятно. Правильно понимаешь (опознаёшь) ориентиры линейные и площадные.
А с высоты 20.000 м визуальная ориентировка совсем упрощается : вот Москва, а вот Северный полюс.
В Заполярье попросился у капитана Савостикова полетать (он обеспечивал наше спасение). Интересно ведь. Правак был очень обижен (летали все мало и с большими перерывами). Ощущенияяяя... Как будто сидишь в стеклянном батискафе. Обзор офигенный. Рыбок не хватает.
Несмотря, что в училище летали с прицелом, когда сел в Су-15ТМ: «А как летать? Ни фига не видно впереди!». И действительно — тубус прицела БРЛС, коллиматорный прицел, всякие «включалки». Жизнь заставила — привык.
Так вот. Управление в Ми-8 педалями и ручкой не напрягает — лёгкое, чувствительное. Приборов лишних нет. Всё понятно. Но как летать без навигационных систем ? АРК и компас ? Ну штурман с картой...А ещё что-нибудь в помощь ? Воспоминания...