Найти в Дзене

Ikarus-260 – автобус-труженик и автобус-легенда

Всем привет!

Как это всегда бывает, воспоминания из детства, связанные в том числе с транспортом, самые яркие. Я уже писал на канале и о массовом советском автобусе ЛиАЗ-677, и о самой знаменитой «гармошке» Ikarus-280, и о многоликом ЛАЗ-695. Но это далеко не полный список «автобусов детства», и сегодня на повестке дня еще один автобус, который, несмотря на некоторые недостатки, достоин теплых воспоминаний, - Ikarus-260.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Первые опытные образцы нашего героя появились еще в 1967 г. В те времена все большую популярность набирала правильная прямоугольная форма кузова, так что венгерские машиностроители удачно вписались в модный тренд. Но главная особенность Ikarus-260, да и всех его собратьев, - новый тип конструкции, позволявший по одной и той же технологии собирать кузова разной длины и варьировать число дверей для пассажиров и мест в салоне, при этом основные агрегаты полностью унифицировать.

И эта унификация заметна уже снаружи. Задняя часть автобуса ничем не отличается от той, что была у других венгров 200й серии:

Ikarus-260 сзади. Источник фото: drive2.ru
Ikarus-260 сзади. Источник фото: drive2.ru

Примечательно, что у Ikarus-260 существовало более 30 модификаций, создаваемые для разных стран. Они в основном отличались окрасом кузова и планировкой салона. Но все эти автобусы комплектовались одним и тем же дизельным мотором объемом 10,35 л и мощностью 192 л.с. Этого оказалось вполне достаточно для городских автобусов: они могли разгоняться до 90 км/ч, хотя на маршрутных перевозках такая скорость даже излишняя.

Ikarus-260 для родины Венгрии. Источник фото: drive2.ru
Ikarus-260 для родины Венгрии. Источник фото: drive2.ru

Существовали даже троллейбусы на базе 260го, имевшие дополнительный индекс Т:

Ikarus-260T. Источник фото: transphoto.org
Ikarus-260T. Источник фото: transphoto.org

В Советский Союз же автобус стал поставляться в 1973 г., буквально через год после запуска в серийное производство. Все машины, отправлявшиеся в нашу страну, окрашивались в желтый или светло-оранжевый цвета, а в салоне таких автобусов было 22 сидячих места и задняя накопительная площадка. Всего же в автобусе могло ехать 100 пассажиров.

Салон Ikarus-260. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон Ikarus-260. Источник фото: fotobus.msk.ru

Однако в СССР Ikarus-260, в отличие от 280й модели, был обделен вниманием. Среди одиночных автобусов в нашей стране был больше распространен легендарный ЛиАЗ-677, а наш герой отправлялся лишь небольшими партиями в союзные республики и ряд российских городов. Возможно, негативную роль сыграли извечные проблемы венгерских автобусов 200й серии – быстро изнашивающийся двигатель и печки, которые в морозную погоду быстро выпивали солярку.

Тем не менее, в 80х гг. одиночный венгерский автобус стал устойчивым явлением на городских маршрутах, пусть и не таким распространенным, как его сочлененный собрат и советский соратник.

Ikarus-260 на маршруте в Москве. Источник фото: fotobus.msk.ru
Ikarus-260 на маршруте в Москве. Источник фото: fotobus.msk.ru

Поставки Ikarus-260 закончились в 1991 г., но еще 11 лет автобус выпускали для других стран. В России же успевшие попасть туда машины продолжали работать, пока в 2000х гг. морально не устарели. В Москве списание венгерских автобусов началось в 2004 г., в других же городах не было достойной замены им, и они еще были заметны на улицах. В частности, Красноярск 2000х гг. тесно связан с Ikarus-260. Во-первых, это один из немногих старых автобусов, на которых мне довелось прокатиться, и эти несколько поездок мне хорошо запомнились.

Ikarus-260 на маршруте в Красноярске. Источник фото: fotobus.msk.ru
Ikarus-260 на маршруте в Красноярске. Источник фото: fotobus.msk.ru

Во-вторых, Ikarus-260, в отличие от 280й модели и 677го, продолжал ездить по красноярским улицам еще в 2010х гг., перевозя в основном дачников:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Был у нас и служебный Ikarus-260 с весьма странным лицом:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

И самое интересное. Еще в 2015 г. я встречал один экземпляр этого автобуса на городском (подчеркиваю, именно на городском, а не на пригодном) маршруте! Вот он:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Сегодня все маршрутные Ikarus-260 в прошлом. Но в нашей стране эти машины не забывают: в нескольких городах сохранились музейные экземпляры 260й модели. Один из самых известных музейных Ikarus-260 – питерский:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

В Красноярске тоже есть музейный Ikarus-260, и недавно мне удалось познакомиться с ним:

-12

Ikarus-260 – хоть и не такой популярный, но все же известный нескольким поколениям наших сограждан венгерский автобус. Он успешно проработал более 40 лет и перевез не один миллион пассажиров, за что сегодня отправился на заслуженный отдых в музеи по всей стране.

А как долго ездили эти автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!

Автобусы
2498 интересуются