Продолжаем наш ежемесячный дайджест с кратким обзором ключевых событий в области метростроения столицы. Почитав ваши предыдущие отзывы, мы сделали вывод, что мало сократить объем нашего периодического издания - чисто техническая информация интересна не всем. Именно поэтому в этом выпуске она будет во второй части. А начнем мы со многими любимой визуальной части обзора - посмотрим на станции, которые откроются до конца этого года и в следующем.
Пусковой участок Большой Кольцевой линии
Уже в следующем месяце - в начале ноября 2021 года планируется открытие сразу 10 станций на западе, юго-западе и юге новой Большой Кольцевой линии - это новые станции «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский Проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и реконструируемая станция Каховской линии, которая войдет в состав Большого Кольца - «Каховская».
Все станции находятся в высокой степени готовности, сомнений в пуске до конца года нет. Но некоторые "недоделки" все же будут - не успеют достроить и открыть для пассажиров один из четырех выходов станции «Зюзино» к Севастопольскому проспекту, один из пяти выходов станции «Аминьевская» к Аминьевскому шоссе и один вестибюль с пересадкой на «Кунцевской». Пересадки на всех остальных станциях откроются сразу.
Осмотрим все 10 станций:
Восточный участок Большой Кольцевой линии
Следующим откроется участок из 6 станций: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый Бульвар», а также реконструируемые станции Каховской линии «Каширская» (платформы для БКЛ) и «Варшавская». Их открытие, согласно актуальной проектной документации, состоится в сентябре 2022 года.
Визуально оценим готовность станций за год до открытия:
Северо-Восточный участок Большой Кольцевой линии
По плану, Большое Кольцо должно замкнуться именно этим участком из 3 станций - «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща». Это должно случиться до конца 2022 года, скорее всего, в декабре, но сроки могут сдвинуться и на начало 23 года.
На сегодняшний день это единственный участок глубокого заложения в московском метро, строящийся закрытым способом с присущей ему эстетикой - шахтными стволами, горными выработками, чугунными тюбингами, узорами породы и проникающей отовсюду водой:
Первый участок Троицкой линии
Его открытие мы также прогнозируем в 2022 году. Вероятнее всего, в конце - ноябре-декабре следующего года для пассажиров распахнут свои двери станции «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Ершовская/Самбо-70» (проектное название «Улица Генерала Тюленева») и «Тютчевская».
Небольшая экскурсия по строящейся линии:
Также в 2022 ожидаем открытия пересадок на станциях БКЛ «Авиамоторная» и «Электрозаводская» и второго выхода на станциях «Окружная» и «Лесопарковая».
Свежие данные о строительстве пересадки с «Электрозаводской» БКЛ на «Электрозаводскую» Арбатско-Покровской линии:
Продолжается строительство пересадки закрытым способом. На сегодняшний день пройдено по 40 метров обоих (левого и правого) ходков от станции БКЛ. По правому ходку осталось пройти 10 метров, по левому немного больше.
Работа осложняется проходкой в зоне (над тоннелем) действующего метрополитена. После окончания проходки ходков приступят к сооружению примыкания к центральному зала. Предстоит пройти и собрать 40 колец диаметром 9 метров.
Коридор пересадки с «Авиамоторной» БКЛ на «Авиамоторную» Калининской линии готов на 75%.
До конца года приступят к сооружению основных конструкций пересадочного узла открытым способом по мере разработки грунта и монтажа креплений котлована, а под землей – после завершения горнопроходческих работ.
Продолжается и строительство северного вестибюля станции «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии
За последнее время здесь существенно изменилась картинка. Почти всю площадку занимает котлован 60 на 33 метра и глубиной – 15 метров. При разработке силами Строймехсервиса вывезено более 28 тысяч кубометров породы. По периметру установлены ограждающие конструкции и расстрелы. Приступили к монолитным работам по лотку котловаан будущего вестибюля. Всего предстоит залить 1,5 тысячи «кубов», включая сам вестибюль и пешеходный переход.
Сам эскалаторный наклон станет одним из самых длинных в городской подземке – его протяженность составит 99 метров. На данный момент здесь полностью окончены гидроизоляционные работы. Также строители приступили к монтажу монолитных опор под плиты перекрытия. Их общая протяженность — 96 метров. Также уже завершена металлоизоляция натяжной камеры, которая плавно переходит в средний зал.
А теперь переходим к основным изменениям в области метростроения за прошедшие 2 месяца:
Август 2021
1) Пусковой участок («Мнёвники» - «Каховская») Большой Кольцевой линии:
- Практически завершена внутренняя отделка станций «Терехово», «Новаторская» и «Воронцовская».
- На всех перегонах завершается укладка верхнего строения пути и монтаж контактного рельса.
- На поверхности массово завершаются работы на площадках притоннельных сооружений и монолитных участков перегонных тоннелей (камер съездов, переходных камер). Несколько отстает лишь площадка камер съездов на новые ССВ в ТЧ «Замоскворецкое» (Чонгарский Бульвар), где все еще не до конца завершены монолитные работы и до сих пор не приступили к обратной засыпке.
- Условно завершена проходка второй (не пусковой) ветви из ТЧ «Замоскворецкое», щит вышел в толщу грунта нераскрытой демонтажной камеры, к раскрытию которой приступят позже.
2) „Академический“ участок Троицкой линии, Восточный участок Большой Кольцевой и Бирюлëвская линия:
- Обновлены данные по проходкам двухпутных тоннелей перегонов «Печатники» - «Нагатинский Затон» (ТПМК „Виктория“) и «Нагатинский Затон» - «Кленовый Бульвар» (ТПМК „Лилия“), а также однопутных тоннелей перегона «Каширская» - «Кленовый Бульвар» (ТПМК „Елена“ и ТПМК „Ольга“).
- Завершается демонтаж щита-гиганта ТПМК „Победа“. Основные части щита уже перевезены на площадку хранения китайских щитов в поселении Краснопахорское Новой Москвы.
- Приступили к сооружению стены в грунте на второй (южной) половине стройплощадки станционного комплекса «Вавиловская».
- Началось освоение площадки станционного комплекса «ЗИЛ» и нескольких площадок притоннельных сооружений на перегонах «Новаторская» - «Вавиловская» и «Академическая» - «Крымская».
- Началось освоение площадки станционного комплекса «ЗИЛ». Освоение остальных площадок новой линии #мосметро ожидается в ближайшие месяцы.
Весь транспортный узел на ЗиЛе:
- Скорректированы параметры трассы линии на участке от «Москворечье» до «Бирюлëво». Все перегонные тоннели на этом отрезке вновь проектируются двухпутными, а станции «Москворечье», «Кавказский Бульвар», «Липецкая» и «Загорье» - „берегового“ типа. Новое проектное наименование получила ранее единственная на линии „испанка“ - «6-я Радиальная» отныне обозначается в проектной документации как «Хлебная».
Специалисты ООО "Институт "Мосинжпроект"" приступили к проектированию раздела АР («Архитектурные решения») по станциям Бирюлевской линии. Среди главных элементов архитектурного решения - архитектурно-художественный (решения по проектным материалам, от которых зависит интерьер станции и внешний вид сооружений), архитектурно-планировочный (поэтажный план здания), конструктивный. Раздел «Архитектурные решения» является неотъемлемой частью проектной документации и дает основу для разработки других разделов проектной документации.
3) Троицкая и Сокольническая линии:
- Обновлены данные по проходке тоннелей от «Мамырей» до «Бачуринской» „Коммунарского“ участка.
- Скорректирована трасса „Троицкого“ участка (в прошлой версии Схемы были допущены ошибки параметрам служебно-соединительных ветвей в перспективное электродепо «Летово», а также была пропущена демонтажная камера для проходки тупикового тоннеля за «Яворки»).
- На участке перегонных тоннелей от камер съездов в ТЧ «Столбово» до портала выхода линии на поверхность началась обратная засыпка первой готовой части строящегося перегона «Коммунарка» - «Потапово» Сокольнической линии.
4) Солнцевская линия:
- Долгожданное обновление данных по проходке перегонных тоннелей от «Пыхтино» до «Рассказовки» (ТПМК „Роза“ и ТПМК „Наталия“).
5) Люблинско-Дмитровская линия:
- Обновлены данные по проходке перегонных тоннелей от «Лианозово» до «Физтеха» (ТПМК „Ирина“ и ТПМК „Татьяна“).
- Приступили к сооружению стены в грунте на второй (по ходу проходки) площадке притоннельных сооружений перегона «Лианозово» - «Физтех»
- Завершены монолитные работы в серединой части станционного комплекса «Лианозово».
6) Рублëво-Архангельская линия:
- В котловане стартовой монтажной камеры на Проспекте Маршала Жукова завершен монтаж второго ТПМК- „Александра“. Щиту предстоит сооружать второй перегонный тоннель от «Народного Ополчения» (РАЛ) до «Шелепихи» (транзитом через «Звенигородскую»). Напомним, первый тоннель уже в работе.
8) Московский Центральный Диаметр №4 (МЦД D4):
- Скорректирована трасса на участке от «Ермаковой Рощи» до «Белорусской», размещение проектируемой отныне не кроссплатформенной «Беговой» и графическое отображение «Белорусской» - обе платформы теперь также планируется полностью перестроить, а также построить конкорс.
Сентябрь 2021
1) Пусковой Западный, Юго-Западный участки Большой Кольцевой линии и Московский Центральный Диаметр №4 (МЦД D4)
- Завершена внутренняя отделка пусковых станций «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский Проспект» и «Проспект Вернадского».
- Завершены строительные работы на площадке переходной камеры перегона «Давыдково» - «Аминьевская».
- Началось строительство остановочных пунктов «Поклонная Гора» и «Кутузовская».
2) Пусковой Южный участок Большой Кольцевой линии и Троицкая линия:
- Завершена внутренняя отделка пусковых станций #мосметро «Зюзино», «Воронцовская» и «Новаторская».
- Началось раскрытие демонтажной камеры для ТПМК S-290 „Марина“, ранее завершившего проходку последней четвёртой (второй новой) служебно-соединительной ветви из электродепо «Замоскворецкое».
- Завершён демонтаж двух ТПМК (DZ397 „Мария“ и DZ400 „Галина“), около года назад завершивших проходку двух перегонных тоннелей от «Мамырей» до оборотных тупиков станционного комплекса «Тютчевская».
Мэр Москвы утвердил проект строительства головного участка Троицкой линии метро от станции «Севастопольский проспект» до станции «ЗИЛ».
Стали известны даты окончания проходок тоннелей на Троицкой и Солнцевской линиях:
3) Восточный участок Большой Кольцевой линии:
- ТПМК S-517 „Виктория“ возобновил проходку двухпутного перегонного тоннеля от «Печатников» до «Нагатинского Затона». Щиту осталось пройти около один из самых сложных участков - 700 метров преимущественно под руслом Москва-реки.
- ТПМК S-956 „Лилия“ завершил проходку двухпутного перегонного тоннеля от «Нагатинского Затона» до оборотных тупиков станционного комплекса «Кленовый Бульвар» (). Щиту осталось только выйти в демонтажную камеру, раскрытие и подготовка которой займет ещё несколько месяцев.
- Обновлены данные по проходке однопутных тоннелей перегона «Каширская» - «Кленовый Бульвар» (ТПМК „Елена“ и ТПМК „Ольга“).
- Завершена укладка верхнего строения путей в перегонных тоннелях от «Нижегородской» до рампы в электродепо «Нижегородское» и от «Нижегородской» до промежуточной демонтажно-монтажной камеры (пл. 2) на Люблинской улице.
- Вновь открыта для пассажиров вторая платформа кросс-платформенной «Каширской».
4) Люблинско-Дмитровская линия:
- Обновлены данные по проходке второго перегонного тоннеля от «Яхромской» до «Лианозово» (ТПМК „Клавдия“).
На станции «Физтех» (проект. «Посëлок Северный») Люблинско-Дмитровской линии полностью готов первый участок стены в грунте (ограждения котлована) в районе камеры съездов в оборотные тупики за станцией. Закрыт старый проезд, разделяющий площадки строительства оборотных тупиков и станции закрыт, движение перенесено на новый, который находится севернее в торце площадки. Таким образом, две части площадки наконец воссоединятся, а на месте дороги будет строиться камера съездов в оборотные тупики.
5) Северо-Восточный участок Большой Кольцевой линии:
Строители заканчивают монтаж эскалаторов на строящейся станции «Марьина Роща» (БКЛ). Они будут доставлять пассажиров на глубину 64,5 метра.
Видео со строительства станции:
https://vk.com/wall-150643822_177435
На соседней станции «Рижская» Большой Кольцевой линии завершены все проходческие работы, ведется гидроизоляция - чеканка швов между тюбингами.
В эскалаторном наклоне смонтированы первые элементы водозащитно-декоративного зонта наклонного хода выхода к вестибюлю № 1 (с выходом к Рижскому вокзалу). Общая площадь зонта составит 1105 квадратных метров. Зонт крепится на 31433 элемента подсистемы. Элементы подсистемы изготовлены на собственном производстве АО "УСР Мосметростроя".
Видеорепортаж т/к "НТВ":
https://vk.com/wall-150643822_181130
6) Рублëво-Архангельская линия
Планируемые сроки начала проходки тоннелей линии:
1, 2 этап («Шелепиха» - «Строгино») - 2022-2023 годы;
3 этап (до «Липовой Рощи») - 2024;
4 этап (до «Ильинской») - 2025.
7) Бирюлëвская линия
Планируемый срок начала проходки тоннелей линии: 2022-2023 годы.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Надеемся, Вам было интересно!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk