1957 год
В середине 50-х годов Советский Союз во всех отраслях народного хозяйства испытывал недостаток транспортных самолетов. Существующий авиапарк - самолеты Ан-2, Ли-2, Ил-12 и Ил-14 - морально и физически устарел, а новые Ан-8 и Ан-10 не в полной мере отвечали требованиям времени. Нужен был новый тип самолета, с помощью которого можно было совершать перевозку крупногабаритных грузов на большие расстояния.
Об этом ещё в 1954 г., чтобы обратить внимание руководства страны на проблему, писали в Центральный комитет Коммунистической партии Советского союза министр авиационной промышленности М.В. Хруничев, министр обороны маршал Р.Я. Малиновский и главком ВВС маршал авиации К.С. Вершинин.
Просьба была услышана, и генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев поручил Д.Ф. Устинову и П.Д. Дементьеву рассмотреть с главным конструктором О.К. Антоновым поступившее письмо. Так получил команду "на старт" десантно-транспортный самолёт Ан-12, разрабатываемый ОКБ О.К. Антонова.
Особенностью предстоящего запуска было то, что отсутствовал опытный образец самолета Ан-12. Его должны были изготовить иркутяне и провести испытания параллельно с началом серийного производства машин. Работы по запуску опытной машины возглавили главный инженер завода А.Д. Нешумаев и главный технолог Т.А. Яковлев.
В период запуска самолета Ан-12 получено от ОКБ и выпущено в производство 12 038 чертежей, но в результате проводимых изменений конструкторам пришлось в аварийном порядке вновь отрабатывать чертежи, стапельную оснастку, технологические процессы.
Массовые конструктивные изменения тормозили развертывание производства по изготовлению деталей и сборку агрегатов. Но, несмотря на большой объём дополнительных работ, все проблемы по подготовке производства были решены, что обеспечило изготовление первых двух запланированных на 1957 год самолетов Ан-12.
16 декабря 1957 года главный контролёр завода Г.С. Городков на заседании техсовета опытный самолёт Ан-12 №7900101 был выпущен в первый полёт 16/12-1957 г.
Первые полёты выполнялись лётчиком-испытателем Героем Советского Союза Я.И. Верниковым, вторым пилотом был Г.И. Лысенко.
Первый ознакомительный полёт длился 1,5 часа. По его завершении командир экипажа Я.И. Верников поделился с генеральным конструктором О.К. Антоновым и директором завода С.К. Иванченко своими впечатлениями о новой машине. Они были положительными.