Найти в Дзене

Тиизм как искусство жить

Оглавление

Может ли чай быть образом жизни?


Введение

Доброго чаепития, друзья
Читая трактаты Какудзо Окакуро можно наткнутся на его мысли о том, что чай это что то более необычное, чем просто красивая церемония. С одной стороны, искусство чайной церемонии зародилось в Китае, однако, попав в Японию, и окончательно там утвердившись во времена правления династии Тэнгов, она претерпела значительные изменения, если не сказать расширения.

“Тиизм это скрытый Даосизм”

Как мы знаем Даосизм - это китайское учение, которое подразумевает определенный стиль жизни. Само слово “Дао” дословно можно перевести как “Путь” или “Абсолют”. Так как обычное питье чая с точки зрения Какудзо связано с целым жизненным мировоззрением? Вопрос остается открытым.

Автор пишет, что окончательно культура питья чая утвердилась приблизительно в 15 веке “выкристаллизовалась и сделалась независимой и светской процедурой” - пишет он. Следовательно в этот промежуток времени появилось само понятие тиизма как отдельного ответвления суждения на ряди с теизмами, политеизмами, солипсизмами и тд. Хорошо. Этот момент предельно ясен. Теперь в идеале прояснить как просто питье чая переходит в нечто большее. Где проходит тот фазовый переход и почему автор (очевидно, японец) говорит, что чайная церемония в Китае не такая многозначительная как в стране восходящего Солнца. Далее мы приходим к следующему: Японская церемония отражает всю сущность чайной культуры. Согласно мнению Какудзо в Китае стремились к тому, чтобы идеализировать сам процесс питья чая, в то время как в Японии чай являлся лишь предлогом для проведения очередного утонченного обряда красоты и культа чистоты. Чайная церемония здесь является минутами мимолетного блаженства, причем оно здесь достигает своего совершенства, становясь своего рода островком умиротворения посреди бурных хитросплетений судьбы.

Кроме того, если вы уже читали статью о чайный домиках в Японии, мы можем представить как изящно выглядела сама процедура, которая была помимо отдыха еще и отличной средой для установления контакта между двумя людьми. Учтем скрупулезность, присущую японцам, и получим крайне выверенную до мелочей процессию вокруг чайного напитка, требующую большой концентрации и ведения как раз того самого особого образа жизни. В противном случае чайный мастер начнет совершать ошибки, лишние движения, допускать ненужный в момент чаепития слова, что недопустимо, с точки зрения Окакуры и тиизма.

Читая различные книги о чае, можно почерпнуть немало не только практически полезных знаний, но и большое количество идей, которые интересно обсудить и разобрать за чашечкой чая.

А как вы думаете? Может ли действительно тиизм быть полноценной культурой признанной нет только на Востоке, но и в западном мире?

============

Благодарим за прочитанную статью!

Друзья! Будем рады вашим мыслям в комментариях. Не стесняйтесь задавать интересующие вас вопросы, мы с удовольствием постараемся разобраться в них вместе с вами!