КРАСНОЕ СУХОЕ. ЮАР. ЗГУ (W.O.) «ЗАПАДНЫЙ КЕЙП»
«Никогда не сливайся» (девиз Barista Wine)
До этого у меня уже были в активе несколько подходов к Баристе, так что я примерно понимал, что будет в бутылке и оставил её на финал в качестве своеобразного эталона. Не буду утверждать, что это самый лучший в Пинотаж мире, но у него отличное соотношения цены - качества - удовольствия.
Бариста считается, самым раскрученным представителем «кофейного» стиля Пинотажа и лучшим детищем известного в ЮАР винодела Бертуса Фурье (Bertus Fourie). Собственно, по этой причине он и получил своё прозвище «Starbucks», но с Фурье я разберусь чуть позже, а сейчас перейду непосредственно к вину.
«Мощный и сложный букет из ароматов кофе и шоколада с оттенками спелой шелковицы, слива и ликёра мараскин (ноты вишни и миндаля), усиленные ароматами ванили и карамели…»
Это пишет производитель и многие с такой характеристикой Баристы вполне согласны. Кофе, шоколад, специи, даже копчёное мясо – эти определения часто встречаются в отзывах.
Мне такие тонкости, увы, недоступны. Никакого кофе и шоколада я не заметил. Из бокала, добрым африканским джином, поднялся мягкий, обволакивающий ванильный аромат с табачными нотами, свежими оттенками недозрелой сливы и фиалок, рассыпанных по опавшей листве ранней осени. Насыщенный, плотный вкус обожжённого дуба и зелёной сливы с бархатными, приятно вяжущими, танинами. Яркое, свежее, кислотное вино с длинным послевкусием. Но в финале идёт тяжеловато. Пользуясь кофейной терминологией – это экспрессо. Серьёзный напиток, который надо пить из маленьких чашечек. Наверное, таким и должно быть хорошее вино – один-два бокала над которыми можно просидеть весь вечер.
Покупал я эту бутылку в «Красном и Белом» год назад ещё за «классические» 699 рублей, а вот новый ценник у них подрос до 799,99р. Дороговато, конечно, но дешевле чем в К&Б это вино всё равно добыть непросто. Оценки на vivino каждый год стабильно высокие. 2019 года оценен пользователями на 4.2/5. Вино мне, конечно, понравилось, но таким оптимизмом я не обладаю, поэтому поставлю 4/5 и пойду добывать следующий винтаж. Это вино достойно того, чтобы пробовать его хотя бы раз в год.
Итак, оценка выставлена и можно вернуться к Бертусу «Starbucks» Фурье. Первый успешный «кофейный» Пинотаж был создан им в сотрудничестве с винодельней Diemersfontein. В 2001 году они выпустили вино с говорящим названием Coffee Pinotage, затем на KWV Фурье организовал производство Café Culture и наконец уже в хозяйстве Val de Vie он запустил проект Barista Wine выпустивший одноимённый Пинотаж.
В принципе первооткрывателем кофейного стиля Бертус-Starbucks не был, ещё в 1970-е, австралийская винодельня Wolf Blass начала изготавливать вина с подобным артефактом. В те времена это считалось скорей дефектом бочкового брожения и акцент на нём не ставили. Естественно, выпускали они не Пинотаж, а более привычный для Австралии Шираз, но это не важно - кофейные оттенки могут быть достигнуты в любом красном вине, при условии, что виноград успел хорошо вызреть. Однако именно Фурье решил сделать на кофе основной акцент и Бариста стало его самым известным проектом, вызвавшим во всём мире волну интереса к Пинотажу.
Кстати, сам Фурье за этот шедевр подвергался серьёзной критики у себя на родине. Его коллеги не особо радовались, когда он «задушил» свежие ягодные сортовые признаки Пинотажа, вытащил на первый план не очень характерную для сорта копчёно-кофейную ароматику, причём именно такое «кофейное» вино стало прочно ассоциироваться у покупателей с южноафриканским Пинотажем.
Рецептура, у Баристы довольно мудрёная. Во-первых, это поздний, февральский сбор винограда. Затем часть винограда, перед яблочно-молочным брожением, подвергают высокотемпературной тепловой пастеризации (как кошерное вино). Остальной виноград сразу отправляют бродить в бочках. Естественно, для этого используются дрожжи только определённого типа. Во время брожения проводят процедуру интенсивной перекачки, затем соединяют обе части вина. Все эти усилия направлены на достижение концентрированного вкуса и аромата. Дальше наступает очередь главного «кофейного» компонента Баристы – пятимесячная выдержка в обожжённых дубовых бочках. В итоге получается совершенно необычное, мощное вино.
Сразу оговорюсь, что я не большой специалист по технологии виноделия и, может быть, что-то в терминологии напутал, но общую концепцию, надеюсь, описал правильно, а вот попытка разобраться в том, кто это вино выпускает превратилось у меня в небольшое расследование.
Проект зародился в 60 км к северо-востоку от Кейптауна, на винодельне Val de Vie Wines в городке Парл, в бытность, когда главным виноделом хозяйства работал брат Бертуса Фурье – Мартин. Это позволило Бертусу использовать виноград и производственные мощности хозяйства для запуска Баристы. Вино выпускалось по лицензии Val de Vie и они же были указаны на контрэтикетке как производитель.
Моя бутылка 2019 года выпущена уже другой винодельней - Roberson Winery PTY (Ltd). Похоже, что Barista Wine покинула родной Парл и пробралась дальше на восток в городок Робертсон. Хотя, насколько я понял, винодельня Barista Wine вообще существует исключительно в виртуальном пространстве, по крайней мере на сайте прямо сказано, что посетителей они не принимают. По сути, это просто бренд и рецептура, а производство владельцы Barista Wine размещают на других заводах.
Сейчас под брендом Бариста выпускается три наименования вина: старый добрый Пинотаж с белой этикеткой; Шардоне, набирающее в последнее время популярность, и топовое вино которое пока ещё не добралось в Россию – Пинотаж Блэк с выдержкой в дубе 18 месяцев.
Бариста – это уже третий опробованный мной Пинотаж в портфеле Питерского импортёра ООО «Марин Экспресс» и надо отметить, что они знают толк в этом вине. Благодаря им я вкусил другое детище Бертуса Фурье, созданного им для компании KWV - Кафе Калче, а также лошадку Арабеллу от хозяйства Arabella Wines. Полный перечень завозимых ими в страну Пинотажей насчитывает аж 9 позиций, в том числе и созданных при непосредственном участии Фурье. Так что мне ещё есть где разгуляться.