Найти в Дзене

Формула мотивации

О чём говорит теория мотивации?

Как и всякая теория, она выглядит сложнее, чем того заслуживает. В действительности всё не так, как на самом деле. В том смысле, что если вы не можете объяснить смысл явления «на пальцах» подростку, то или подросток безнадежно тупит, или теория подтверждает связь слов «сложный» и «ложь», или у вас проблемы с коммуникациями. Объяснить что к чему бывает непросто.

На каждый повод есть своя причина, и на каждое следствие найдется подходящее объяснение. Некоторые делают это себе профессией. Например, экономисты.

Странное дело. Давно понятно, что все прогнозы курсов валют, что печатают в прессе и публикуют в интернете, – не более, чем гадание на кофейной гуще. Зло шутят:

«Экономист – это человек, который может компетентно объяснить, почему его прогноз не оправдался».

И всё равно – прогнозы курсов валют – это популярное чтение…

Формулу мотивации обычно изображают в том виде, который был предложен канадским психологом Виктором Врумом… в 1964 году. Да, в средине 60-х человечество тоже интересовалось, что же мотивирует людей в работе и к работе.

Интересно, что предлоги «в» и «к» в предыдущем предложении подразумевают разные вещи!

«В» – означает желание людей работать.

«К» – подразумевает стремление к результату.

Например:

Я реализую себя В работе (хочу работать), но…

у меня нет стремления К результату.

Почему так происходит?

Посмотрим на формулу мотивации, которая выглядит довольно простой:

E * R * V = M (МОТИВАЦИЯ)

E – EFFORT – УСИЛИЕ.

R – RECOGNITION – ПРИЗНАНИЕ.

V – VALENCE – ВАЛЕНТНОСТЬ

УСИЛИЕ. C усилием всё просто. Казалось бы.

Результативность усилий, как уже говорилось в тексте выше, определяется Первым и Вторым законами Ньютона.

Первый закон инерции (=лени или экономии усилий) говорит о том, что само по себе ничего не происходит. Хочешь что‑то подвинуть, – приложи усилие. Второй закон настойчиво советует:

«Хочешь сильно двинуть – так двигай сильно!»

«I like to move it, move it».

И так – три раза.

Это то, чему учат детей в начальной школе:

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Родители, считающие себя хорошими и даже продвинутыми, с детства талдычат своим детям:

«Хорошо учись! Важно получить хорошее образование! И тогда вс у тебя в жизни получится: найдешь хорошую работу, будешь много получать».

Некоторые дети воспринимают эти рекомендации всерьез. Дети так уж устроены.

«Дети, как губки», – говорят психологи. – «Они впитывают в себя опыт взрослых».

Причём, давно известно, что «actions speak louder than words – действия говорят громче слов». Некоторые чада не просто изо всех сил стараются в школе, выводя каллиграфическим почерком буквы алфавита, но ещё и повторяют подвиги родителей, которые получили два высших образования. А особо рьяные так и вообще – три.

Совсем безнадежные стали кандидатами и даже докторами наук.

И, вот, приходит такой родитель, получивший два высших образования, на собеседование в крупную компанию, и, вернувшись домой, говорит за ужином жене в присутствии детей примерно следующее:

«Никому не нужны таланты. Нужны просто исполнители».

Варианты могут быть разными. Например:

«Туда берут только по блату. Везде – одни блатники».

«Та девочка (мальчик), с которым я говорил, с трудом понимал (а), о чём я ей (ему) рассказывал. Каким‑то соплякам доверяют важные дела!»

Варианты разные, но смысла, обычно, два:

«Я – непризнанный гений, и люди для меня еще просто не доросли».

«Я – жертва, которая испытывает на себе весь груз несправедливости этого самого несправедливого из всех несправедливых миров».

Хорошо мотивированный работник без устали трудится над достижением целей
Хорошо мотивированный работник без устали трудится над достижением целей