О чём говорит теория мотивации?
Как и всякая теория, она выглядит сложнее, чем того заслуживает. В действительности всё не так, как на самом деле. В том смысле, что если вы не можете объяснить смысл явления «на пальцах» подростку, то или подросток безнадежно тупит, или теория подтверждает связь слов «сложный» и «ложь», или у вас проблемы с коммуникациями. Объяснить что к чему бывает непросто.
На каждый повод есть своя причина, и на каждое следствие найдется подходящее объяснение. Некоторые делают это себе профессией. Например, экономисты.
Странное дело. Давно понятно, что все прогнозы курсов валют, что печатают в прессе и публикуют в интернете, – не более, чем гадание на кофейной гуще. Зло шутят:
«Экономист – это человек, который может компетентно объяснить, почему его прогноз не оправдался».
И всё равно – прогнозы курсов валют – это популярное чтение…
Формулу мотивации обычно изображают в том виде, который был предложен канадским психологом Виктором Врумом… в 1964 году. Да, в средине 60-х человечество тоже интересовалось, что же мотивирует людей в работе и к работе.
Интересно, что предлоги «в» и «к» в предыдущем предложении подразумевают разные вещи!
«В» – означает желание людей работать.
«К» – подразумевает стремление к результату.
Например:
Я реализую себя В работе (хочу работать), но…
у меня нет стремления К результату.
Почему так происходит?
Посмотрим на формулу мотивации, которая выглядит довольно простой:
E * R * V = M (МОТИВАЦИЯ)
E – EFFORT – УСИЛИЕ.
R – RECOGNITION – ПРИЗНАНИЕ.
V – VALENCE – ВАЛЕНТНОСТЬ
УСИЛИЕ. C усилием всё просто. Казалось бы.
Результативность усилий, как уже говорилось в тексте выше, определяется Первым и Вторым законами Ньютона.
Первый закон инерции (=лени или экономии усилий) говорит о том, что само по себе ничего не происходит. Хочешь что‑то подвинуть, – приложи усилие. Второй закон настойчиво советует:
«Хочешь сильно двинуть – так двигай сильно!»
«I like to move it, move it».
И так – три раза.
Это то, чему учат детей в начальной школе:
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Родители, считающие себя хорошими и даже продвинутыми, с детства талдычат своим детям:
«Хорошо учись! Важно получить хорошее образование! И тогда вс у тебя в жизни получится: найдешь хорошую работу, будешь много получать».
Некоторые дети воспринимают эти рекомендации всерьез. Дети так уж устроены.
«Дети, как губки», – говорят психологи. – «Они впитывают в себя опыт взрослых».
Причём, давно известно, что «actions speak louder than words – действия говорят громче слов». Некоторые чада не просто изо всех сил стараются в школе, выводя каллиграфическим почерком буквы алфавита, но ещё и повторяют подвиги родителей, которые получили два высших образования. А особо рьяные так и вообще – три.
Совсем безнадежные стали кандидатами и даже докторами наук.
И, вот, приходит такой родитель, получивший два высших образования, на собеседование в крупную компанию, и, вернувшись домой, говорит за ужином жене в присутствии детей примерно следующее:
«Никому не нужны таланты. Нужны просто исполнители».
Варианты могут быть разными. Например:
«Туда берут только по блату. Везде – одни блатники».
«Та девочка (мальчик), с которым я говорил, с трудом понимал (а), о чём я ей (ему) рассказывал. Каким‑то соплякам доверяют важные дела!»
Варианты разные, но смысла, обычно, два:
«Я – непризнанный гений, и люди для меня еще просто не доросли».
«Я – жертва, которая испытывает на себе весь груз несправедливости этого самого несправедливого из всех несправедливых миров».