Найти в Дзене
Подписаться

Инсульт. Восстановление речи. Динамическая афазия. Общее понятие и направления работы

Оглавление

Тема: Общее понятие о динамической афазии

Цели:

1. Познакомить с динамической афазией, ее признаками и перспективами восстановления.

2. Познакомить с основными направлениями работы при этом

Оборудование: детское лото, картинки верба, картинка к сказке репка

Динамическая афазия — ещё одна разновидность моторной афазии. Она возникает при повреждении областей головного мозга, расположенных рядом с центром Брока. При этой патологии речевая активность снижается. Может возникнуть ощущение, что говорящий просто не хочет вступать в диалог. Речь скудная, медленная. В отсутствуют динамика и экспрессия. Во фразах могут отсутствовать глаголы, предлоги, сложные прилагательные и междометия. Выглядеть это может примерно так: «Собака...сейчас...лаял».

Работа по восстановлению речи по динамической афазии направлена на:

  • повышение уровня речевой активности;
  • преодоление речевой инертности;
  • восстановление произвольного внимания;
  • стимулирование простых видов коммуникативной речи;
  • преодоление расстройств речевого программирования;
  • преодоление расстройств речевого стимулирования;
  • стимулирование письменной речи.

1. В повышении уровня речевой активности помогут настольные игры: шашки, шахматы, домино, лото. Полезно играть в детское лото с картинками, по ходу называя предметы, которые изображены.

2. Рисование. Об этом приёме я уже говорила. Рисуется сюжетная картинка. Это может быть фрагмент воспоминаний, нечто увиденное во время прогулки, сюжет из книги или фильма. По ходу рисования этот сюжет проговаривается. Можно по окончании работы попросить человека рассказать, что он нарисовал.

3. Аналогичная работа проводится с конструированием. Конструировать можно из чего угодно. Материалом могут быть детали конструктора Лего, кубики, металлический или кнопочный конструктор.

4. Оценка искажённых изображений, слов, фраз. Например, задаётся вопрос:

- Что здесь не так? (На первом фото смазана верхняя часть лица. На втором дома уплывают в небо).

- Что не правильно в этой фразе?

Галя панама надеть лето. Катя купить новый альбом. Миша гуляет со своим собакой. Серая волк выскочил из-за сосны.

Самые частей искажения слов — это пропуск букв и слогов, перестановка букв и слогов, добавление ненужных букв и слогов, повторение букв и слогов.

- Найди ошибки в словах: вебра, гова, по дождиём, птитицы (верба, голова, под дождём, птицы). Слова нужно сопровождать картинками, чтобы был понятен смысл.

5.Ситуативный, эмоционально-значимый диалог. Эти диалоги строятся на личном опыте, на событиях, в которых человек принимал непосредственное участие. Темами могут быть: «Обед», «Поход в магазин», «Одежда». Приветсвутются бытовые темы. Сначала он должен быть совсем кротким, например:

- Как думаешь, сегодня на улице холодно? Что мне лучше надеть: пальто или плащ? А зонт стоит взять?

Само участие в таком диалоге добавляет человеку сознание собственной значимости.

Второй пример:

- Ты пойдёшь в магазин? Давай решим, что будем готовить. Что ты хочешь? А что нам для этого надо? Как думаешь, стоит купить молока? Ты вчера был в магазине? Хлеб покупал? Он мне понравился. В каком магазине ты его брал? Сколько он стоит?

6. Прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним. На первых порах, чтобы растормозить речь, допускаются односложные ответы. Далее следует требовать полного ответа. Например:

"В осеннем лесу".

В осенние дни лес очень красив. Падают с берез золотые листья. От дерева к дереву протянуты тонкие нити липкой паутины. Вот шляпка позднего гриба. Тихо свистит рябчик. Вода в лесных ручьях осенью прозрачная. Солнце золотит вершины берез. На земле лежит ковер из пестрых листьев.

Ранний вариант:

- Красиво осенью в лесу? (да)

- Листья на берёзах остались? (нет)

- Рябчик громко кричит? (нет)

- На земле лежит ковёр из листьев? (да)

Поздний вариант:

- Что сказано о лесе? (Лес красив).

- Что падает с берёз? (С берёз падают золотые листья).

- Что тянется от дерева к дереву? (От дерева к дереву тянется паутина).

- Что делает рябчик? (Он тихо свистит).

- Какая вода в лесных ручьях? (Вода в лесных ручьях прозрачная).

- Что делает солнце? (Оно золотит верхушки берёз).

- Что лежит на земле? (На земле лежит ковёр из листьев).
7 Стимулирование простых
видов коммуникативной
речи
- автоматизация в речи коммуникативно-
значимых слов «да», «нет», «могу», «хочу»,
«буду», «надо»

Эта работа проводится на простых вопросах, ответом на которые являются эти слова. Выбор ответа осуществляется из двух позиций: да-нет. Например:

- Ты уже ужинал? (Нет)

- Будешь кушать? (Да)

- У нас закончился сахар. Ты не мог бы сходить в магазин? (Могу)

- Ты хочешь на ужин блинчиков? (Хочу)

- Ты будешь пить чай? (Буду)

- Тебе нужно к чаю варенье? (Нужно).

8 - автоматизация штампов коммуникативной побудительной и вопросительной речи «да», «иди», «иди сюда», «кто там», «тише» и т.д. Эту работу можно проводить, дополняя отсутствующими словами знакомые фразы. Например:

- Вы хотите что-то показать человеку, которого нет рядом. Как вы его позовёте? (Вася, иди сюда).

- Постучали в дверь. Что вы спросите? (Кто там?).

- У меня громко играет музыка, а у вас болит голова. Что вы скажете? (Сделай тише).

- Кто-то из ваших близких соьирается ухоить, но вы не знаете куда. Что вы спросите? (Ты куда?)

- А если кто-то вернулся домой, то что в спросите тогда? (Ты откуда).

- Если дома кто-то плачет, то что вы спросите? (Что случилось?)

Затем эти короткие привычные фразы вводятся в активный словарь. Просто создаются ситуации, при которых человеку приходится их говорить.

9. Преодоление расстройств в речевом программировании
- стимулирование ответов на вопросы.

Здесь всё просто. Читаем текст или рассматриваем картинки и задаём по ним вопросы, требуя дать ответ с использованием слов вопроса. Например:

- Кто есть у мальчика? (У мальчика есть щенок.)

- Что мальчик сделал щенку? (Мальчик сделал щенку будку).

- Из чего мальчик сделал будку? (Мальчик сделал будку из дерева).

- Кто спас мальчика? (Собака спасла мальчика).

10 .Стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответах числа слов, заимствованных из вопроса. Здесь нужно задать вопрос так, чтобы из него не вытекал ответ. Например:

- Кто изображён на картинке?

- Какой щенок?

- Какая девочка?

- Что изображено на второй картинке? (Девочка гуляет с собакой).

Это только часть работы при динамической афазии. На следующих уроках мы продолжим разговор на эту тему.

Следующий урок:https://dzen.ru/a/YVn9FYrFtCq4U_UM

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.