Тема: Конструирование фраз
Цели:
1. Познакомить с конструированием фраз по опорным фишкам.
2. Научиться конструированию фраз с опорой на картинки.
Оборудование:
фишки, картинки.
Ход урока:
I. Продолжение
11. Конструирование фраз с опорой на фишки
Это упражнение помогает составлять распространённые предложения. Здесь может быть два варианта.
- 1.Вариант. Предлагается рассмотреть картинку. Сначала составляется предложение из двух слов, отвечающих на вопрсы: Кто? Что делает? Затем добавляется ещё одно слово и получается новая схема. Потом снова добавляется слово в соотвествии со схемой и так до последней схемы.
- 2. Вариант. Так же предлагается рассмотреть картинку. Но при это на карточках даются готовые слова. Сначала выбираются два главных слова. Затем постепенно слова добавляются до тех пор, пока карточки не закончатся.
12. Конструирование фраз с опорой на сложную
картинку.
Это упражнение похоже на предыдущие, но здесь не используются карточки. Работа идёт по вопросам. Например:
- Что делают дети? (Дети строят).
- Кого строят дети? (Дети лепят снеговика).
- Какие дети строят снеговика? (Маленькие дети строят снеговика).
- Где маленькие дети строят снеговика? (Маленькие дети строят строят снеговика на улице).
- Из чего маленькие дети лепят снеговика на улице? (Маленькие дети строят снеговика на улице из снега?).
Важно каждый раз повторять всю предыдущую фразу. В противном случае человек будет её забывать.
13. Выполнение простых грамматических
трансформаций с изменением слов во фразах.
Это упражнение предполагает изменение форм слова. Например, изменение существительного:
- Куда пришёл мальчик? (Мальчик пришёл домой).
- Дома ждали кого? (Дома ждали мальчика).
- Дома рады кому? (Дома рады мальчику).
- Около двери мы видим кого? (Около двери мы видим мальчика).
- Родители гордятся кем? (Родители гордятся своим мальчиком).
- Мы сейчас говорим о ком? (Мы говорим о мальчике).
То есть, эта работа представляет собой склонение существительного по падежам. Она должна проделываться с разными словами.
Изменение прилагательного:
- Что надето на мальчике? (На мальчике надета чёрная куртка).
- Как бы мы сказали, если б это было пальто? (На мальчике надето чёрное пальто).
- А про шарф? (На мальчике надетт чёрный шарф).
- Ботинок мы не видим, но, если они тоже чёрные, то как мы скажем про них? (На мальчике надеты чёрные ботинки).
Это изменение прилагательного по родам и числам. Такую же работу нужно проводить и с изменением прилагательного по падежам. Прилагательное изменяется по падежам в соответствии с существительным. Поэтому и изменять его нужно тоже только вместе с существительным. Например:
- Что надето на мальчике? (На мальчике надета чёрная куртка).
- А если б куртки не было, как бы мы сказали? (У мальчика нет чёрной куртки).
- К чему нужно пришить пуговицу? (Нужно пришить пуговицу к чёрной куртке).
- На мальчике мы видим что? (На мальчике мы видим чёрную куртку).
- Мальчик в школе похвастался чем? (Мальчик похвастался чёрной курткой).
- Мы сейчас говорим о чём? (Мы говорим о чёрной куртке).
Работа с глаголами выглядит так:
- Я завтракаю
Предложения должны быть полными. Только грамматическая форма войдёт в активный словарь.
14. Раскладывание серий последовательных картинок соответствующих сюжету. Это упражнение помогает научиться составлять связный рассказ. Все вы помните небольшие школьные сочинения по серии картинок. Здесь делается тоже самое. Например:
- С чего началась эта история? (В сильный дождь мальчик шёл под зонтом).
- Что произошло потом? (Ветер унёс зонт).
-Что было дальше? (Зонт схватила ворона).
- Чем закончилась история? (Ворона сделала из зонта гнездо).
При выполнении этих упражнений важно не наталкивать человек на готовый ответ. Он должен подумать сам.
15. Преодоление расстройств грамматического структурирования
- преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: субъект + предикат.
Для преодоления аграмматизма на уровне субъект+предикат используют следующие упражнения:
- Выбор сказуемого к заданному подлежащему. Берётся серия картинок с разными предметами. Человеку предлагают подобрать нужное действие. Например: Мальчик (Что делал?) ел. Девочка (Что делала?) ела. Дети (Что делали?) ели. Глаголы лучше написать на карточках, вместе прочитать и предложить разложить их под картинками.
- Устный побор сказуемого только по вопросам. Здесь используем картинки, но не применяем карточки. Всё делается на слух. Задаются вопросы:- Что делал мальчик? (Мальчик читал). Что делала девочка? (Девочка читала). Что делали мальчики? (Мальчики читали).
- Далее отработка идёт без картинок на примере жизненного опыта. Ты утром завтракал? (Да,я утром завтракал). А я утром завтракала? (Да, ты утром завтракала). Как предложить гостям завтрак? (Вы будете завтракать).
- Последний этап — исправление допущенных ошибок. Здесь просто предлагаются предложения, записанные на карточках и нужно исправить ошибки. Можно использовать картинки. Например: - Женщина сидеть. Мальчик играла. Заяц валялось.
16. Преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: субъект + предикат объект
На этом уровне предложение распространяется. И главная задача — не допустить ошибок в согласовании. Работа ведётся по тому же принципу, что и на предыдущем этапе, только теперь согласуем дополнение и определение. Сначала задаём вопросы и требуем на них правильные ответы:
- Что делает девочка? (Девочка катается). На чём катается девочка? (Девочка катается на качелях). Какая девочка катается на качелях? (Маленькая девочка катается на качелях). А теперь скажите, где я не права.
Коричневый собака лежит около качели. В коляска сидел кукла.
17. Улавливание грамматических искажений: селективных предложных и т.д.
Улавливание грамматических искажений строится на слуховом восприятии предложений. Проговаривать их нужно медленно, чтобы человек мог уловить несогласованность или ошибку. Начинаем с простых вариантов:
- Коза принесла корм девочке.
-Мяч играет с Сашей.
- Дорога едет по машине.
- Гена разбил стеклом мяч.
- Оля с картинкой рисует папу.
- Маша несёт сумку в капусте.
Далее варианты могут быть посложнее. Например:
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. (Нарушение видовременнойсоотнесённости глагольных форм). Этот ребёнок непоседка. (Словообразование) Я купил пирожок с повидлой. (Формооразование). Ихняя собака постоянно лает. Человек метается. Солнечное Сочи.
18. Составление фраз по сюжетной картинке
На этом этапе работы следует требовать большей самостоятельности. Следует просто рассмотреть сюжетную картинку и спросить, что человек видит на ней. Можно дополнительно обратить внимание на те или иные объекты. Или просто стимулировать вопросом, а что ещё здесь есть? Что можешь сказать о том или ином объекте. Можно просто указать на выбранный объект и попросить рассказать о нём.
19 Стимулирование письменной речи
- раскладывание подписей под картинками
Работа начинается с работы с предметными картинками. Человеку предлагают рассмотреть предметы и выбрать подписи к ним, которые состоят из одного слова, которое представляет название предмета. Например: положить подпись на предмет: батон, колбаса, масло, яблоко, абрикос, лимон. Предварительно подписи следует прочитать вслух.
Далее работа усложняется. Человеку предлагают выбрать подписи к картинкам из двух слов, например: дети играют, ученики учатся, собака гуляет.
И наконец, переходят к подписям для сюжетных картинок, например: Дети купаются в озере. Мама и сын обедают. Дедушка с внуком пошли в лес за грибами. Все предложения предварительно прочитываются слух.
20. Чтение
- повторение букв;
- складывание из букв и чтение закрытых и открытых слогов;
- складывание из букв и чтение слов из 3 букв.Потом количество букв постепенно добавляется, а отдельные слова объединяются в предложения, сначала из двух слов, затем в более распространённые.
Итог:
Не забывайте повторять упражнения в разных интерпретациях и на разном материале. Только систематическая работа способна дать результат.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/YU41-9FC8xG3q--n
Следующий урок: https://dzen.ru/a/Y0cqe9phpl5CfH6Y
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.