Вплоть до девяностых годов прошлого века, авиастроители пытались увеличить скорость самолетов, а вместе с этим сократить время, необходимое для пересечения континентов. Скорость долгое время была отличным преимуществом. Но потом стратегия изменилась.
Авиакомпании осознали, что большинство международных путешественников предпочли бы посидеть в самолете еще несколько часов, чтобы сэкономить тысячи долларов за раз.
Еще одним соображением было резкое повышение цен на топливо в восьмидесятых и девяностых годах. С тех пор, авиастроители были окончательно вынуждены изменить свою стратегию, сосредоточившись не на скорости, а на экономии топлива.
Это изменение стратегии означает, что самый быстрый пассажирский самолет, работающий сегодня, которым является Boeing 787 Dreamliner, способен развивать лишь примерно половину максимальной скорости единственного успешного сверхзвукового пассажирского самолета в девяностых годах, которым был Aérospatiale Concorde.
Это также означает, что максимальные скорости, перечисленные здесь, как правило, не являются скоростями, с которыми обычно летают эти самолеты, но являются максимальными скоростями, на которые способны самолеты. Чтобы они были экономичными и, следовательно, экономически выгодными, они будут курсировать на более низких скоростях.
9. Boeing 747-8 (614 миль в час)
Максимальная скорость: 0,88 Маха / 534 узла / 988,968 км в час
Boeing 747-8-это последняя и, скорее всего, последняя версия легендарного авиалайнера 747. Он выпускается как в пассажирской версии, так и в грузовой версии под названием 747-8F. Это самый большой изготовленный самолет Boeing.
747-8 оснащен усовершенствованными турбовентиляторными реактивными двигателями General Electric GEnx, которые изначально были разработаны для 787. Двигатель был уменьшен, чтобы он мог поместиться в меньших гондолах 747-го. Мощные двигатели доказали свою экономичность и надежность, а Cargolux превысил 1 миллион летных часов в 2017 году.
747-8 Intercontinental (полное название пассажирского варианта) может перевозить до 467 пассажиров. Он эксплуатируется такими авиакомпаниями, как Lufthansa, Korean Air, Air China.
На данный момент модель имеет в общей сложности 154 подтвержденных заказа. Это будет последний вариант 747-го, поскольку авиакомпании переходят на более компактные и эффективные самолеты, такие как Boeing 787 и Airbus A350. Тем не менее, все еще остается много заказов, которые необходимо выполнить, и ожидается, что это будет сделано к концу 2022 года.
8. Convair 880 (615 миль в час)
Максимальная скорость: 0,89 Маха / 535 узлов / 990,82 км в час
Разработка Convair 880 началась в 1956 году, а первая модель поднялась в небо более 60 лет назад, в 1959 году. В то время это был самый быстрый коммерческий самолет в мире.
Convair 880 приводился в действие гражданскими вариантами двигателей, также используемых в истребителях, таких как B-58 Hustler, F-104 Starfighter и MD F-4 Phantom. Эти двигатели на самом деле были очень похожи и были сосредоточены на производительности, а не на экономии топлива.
880 эксплуатировался рядом известных авиакомпаний, таких как TWA, Delta, Cathay Pacific и Swiss Airlines. Однако было выпущено только 65 самолетов, и большинство, включая General Dynamics self, считают эту модель неудачной. Он просто не мог конкурировать с Boeing 707, 720 и 727.
7. Convair 990 (620 миль в час)
Максимальная скорость: 0,9 Маха / 540 узлов /1000,08 км в час
Convair 990 был разработан после заключения контракта с American Airlines на разработку самого быстрого пассажирского авиалайнера в мире. Boeing сказали, что они не могут сделать самолет быстрее, чем 707, но Convair сказали, что они могут…
Так началась разработка 990-го. Компания Convair была настолько уверена в предлагаемой модели 990, что гарантировала максимальную скорость самолета American Airlines еще до его выпуска.
К сожалению, самолет не имел большого успеха, и было построено всего 37 самолетов. Высокая крейсерская скорость была едва ли не единственным преимуществом, которое он имел, и самолет не смог конкурировать с Boeing 720 и 727.
6. Boeing 747-400 (624 миль в час)
Максимальная скорость: 0,92 Маха / 542 узла / 1003,78 км в час
Этот невероятно успешный пассажирский самолет был впервые представлен в 1984 году. С 1989 по 2009 год Boeing произвел колоссальные 694 экземпляра 747-400, опередив конкурентов, таких как MD-11 и Airbus A340.
Серия 400 включала в себя множество улучшений по сравнению с предыдущей серией 300. Наиболее значимыми являются стеклянная кабина пилота, более эффективные двигатели, что приводит к значительному увеличению дальности полета, а также снижению эксплуатационных расходов на 10%.
Эти усовершенствования сделали серию 400 очень привлекательной инвестицией в то время, для таких авиакомпаний, как KLM, Singapore Airlines, British Airways, Air France и United Airlines.
В 2020 году из-за очевидного краха авиационной отрасли, большинство, если не все авиакомпании по всему миру, решили вывести из эксплуатации свои самолеты 747-400 раньше, чем планировалось.
5. Airbus А380 (736 миль в час)
Максимальная скорость: 0,96 Маха / 640 узлов / 1185,28 км в час
Массивный A380 по-прежнему представляет собой удивительное зрелище, и большинство людей находят невероятным, что самолет такого размера может взлететь. Двухэтажный самолет способен перевозить более 800 пассажиров одновременно и делает это уже много лет, будучи представленным в 2007 году авиакомпанией Singapore Airlines.
Разработка A380 началась еще в 1988 году, чтобы Airbus мог конкурировать с чрезвычайно успешным Boeing 747. Проект начался в девяностых годах как совместный проект Boeing и Airbus, но Boeing рано понял, что будущее авиаперевозок вот-вот изменится, и отказался от разработки.
В конце концов, Boeing оказался прав. Несмотря на то, что Airbus построил 242 самолета, компания заявила, что так и не окупила свои инвестиции в исследования и разработки A380, стоимость которых приближается к 25 миллиардам долларов.
4. Boeing 777 (745 миль в час)
Максимальная скорость: 0,97 Маха / 647 узлов /1198,24 км в час
Boeing 777 может развивать максимальную скорость 745 миль в час, хотя обычно он курсирует со скоростью около 554 миль в час. Это очень успешный скоростной пассажирский самолет, по состоянию на октябрь 2020 года выпущено 1642 самолета.
В девяностые годы, когда Boeing осознал тенденцию к изменению, так называемой, стратегии полетов "узел и спица" на стратегию "точка-точка", он отказался от разработки совместного проекта A380 и вместо этого разработал планы для перспективного двухмоторного Boeing 777. Это решение принесло большие плоды.
Это был первый Boeing с проводным управлением, который конкурировал во время внедрения с Airbus A350 и MD-11, но теперь конкурирует с гораздо более новыми Airbus A350 и A330, что является свидетельством огромного скачка в инновациях, который он совершил в то время.
3. Boeing 787 Dreamliner (776 миль в час)
Максимальная скорость: 1 Мах / 674 узла / 1248,248 км в час
787-это современный авиалайнер Boeing, имеющий воздушную раму, изготовленную в основном из композитного углеродного волокна. 787 был разработан как более эффективная замена пассажирским самолетам дальнего следования 767 и 747.
Первым заказчиком стала японская All Nippon Airways, заказавшая первые 50 единиц, которые были введены в эксплуатацию в 2011 году. С тех пор самолет зарекомендовал себя успешно, и по состоянию на октябрь 2020 года было построено 988 единиц.
787 Dreamliner способен развивать высокие крейсерские и максимальные скорости с помощью турбовентиляторных двигателей GEnx или Trent 1000 с высоким байпасом. Он имеет шевроны, снижающие шум, на концах крыльев и наклонные законцовки крыльев для повышения топливной экономичности.
Boeing 787 dreamliner вместе с Airbus A350 представляют собой тенденцию к созданию небольших, более эффективных широкофюзеляжных авиалайнеров, предназначенных для экономичного расписания рейсов "точка-точка", которым, похоже, отдается предпочтение сейчас и в будущем.
2. Aérospatiale Concorde (1354 миль в час)
Максимальная скорость: 2,04 Маха / 1177 узлов /2179,804 км в час
Не так много в мире людей, которые не слышали или не видели легендарный Aérospatiale Concorde с его характерной формой летающего крыла. К сожалению, самолет был выведен из эксплуатации в 2003 году.
"Конкорд" - один из двух единственных сверхзвуковых пассажирских самолетов, когда-либо выпускавшихся серийно. Одним из основных недостатков сверхзвуковых самолетов является звуковой удар, возникающий при преодолении скорости звука. Это делало неприемлемым для самолета полет над массивами суши, и он действительно использовался только на трансатлантических маршрутах.
Должно было быть произведено всего 20 самолетов, British Airways и Air France эксплуатировали по 7 самолетов каждый. Наконец, "Конкорд" больше не был экономически жизнеспособным. Цены на билеты были в 30 раз выше, чем на обычный рейс, и, таким образом, были доступны только самым богатым путешественникам. Они платили экстремальные цены за билеты, чтобы добраться до места назначения намного быстрее, часто прибывая в пункт назначения менее чем за половину времени обычного пассажирского рейса.
25 июля 2000 года самолет "Конкорд" потерпел крушение, в результате которого погибли все пассажиры в результате сочетания нескольких катастрофических событий. Это была единственная авария за все 27 лет эксплуатации. Это, наряду с потерей веры в авиационную отрасль после терактов 11 сентября в Нью-Йорке, оказалось неприемлемым и означало конец для "Конкорда".
1. Ту-144 Туполева (1600 миль в час)
Максимальная скорость: 2,15 Маха / 1300 узлов / 2407,6 км в час
Ту-144 был разработан в ССР одновременно с "Конкордом". Однако с самого начала его преследовали печальные события.
Разработка пошла не так в самом начале процесса, когда вторая серийная модель потерпела крушение на парижском авиасалоне 1973 года. В результате погибли все шесть человек на борту и восемь на земле.
В то время существовала жесткая конкуренция между разработкой французского "Конкорда" и советского Ту-144. Они оба выступали на авиасалоне, и "Конкорд" уже совершал свой показательный полет, и многим людям это показалось довольно скучным.
Пилот Ту-144 тогда пообещал более захватывающий испытательный полет. Впоследствии он выполнил маневр, который оказался слишком сложным для планера, полностью оторвав левое крыло и врезав самолет в землю.
Эта авария должна была поставить черную метку на самолете, но Союзу все же удалось ввести Ту-144 в коммерческую эксплуатацию с Аэрофлотом в 1975 году. Три года спустя, после крушения второго Ту-144, пассажирские перевозки отменили.
Ту-144 оставался грузовым самолетом до 1983 года. После этого, он использовался в советской космической программе в качестве учебного самолета, а также НАСА до 1999 года.
Увидит ли будущее снова сверхзвуковые воздушные путешествия?
В то время, как единственные успешные сверхзвуковые пассажирские самолеты уже давно выведены из эксплуатации, одна компания упорно работает над возрождением сверхзвуковых авиаперевозок.
Американская компания Boom Technology разработала предварительные планы для Boom Overture. Boom Overture будет представлять собой сверхзвуковой пассажирский самолет, перевозящий от 65 до 88 пассажиров, и он будет делать это со скоростью 2,2 Маха / 1688 миль /2716,573 км в час.
Boom Overture будет построена из волокнистых композитных материалов, таких как 787 Dreamliner, и планируется, что ее первый коммерческий полет состоится в 2029 году.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Возможно, Вас заинтересуют другие наши статьи: