Найти тему
машина

Автобусы, троллейбусы и электробусы выставки COMTRANS 2021: обзор новинок

Друзья, несколько ключевых новинок уже были вынесены в отдельные посты: про автобусы CITYMAX 9 и Валдай City завода ПАЗ можно подробнее прочитать ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ, а про водоробусы ГАЗель City Hydrogen, ЛиАЗ CITYMAX 12 FCEV и КАМАЗ-6290 – ПО ЭТОЙ. Здесь по упомянутым машинам ограничимся лишь коротенькой фотогалереей:

А теперь - про остальные пассажирские машины выставки COMTRANS 2021. Самый маленький автобус во всей экспозиции стоял на стенде Группы ГАЗ: это серийная ГАЗель City, выпускаемая уже год. Удобная городская «маршрутка» с честным низким полом на входе, дизелем Cummins и задней пневмоподвеской, рассчитанная на 22 пассажира, нынче продается за 3 миллиона рублей, что на миллион дороже самого простого автобуса ГАЗель NEXT с бензиновым двигателем.

Из солнечного Узбекистана на выставку привезли два очень отличающихся 8-метровых автобуса Самаркандского автомобильного завода. Переднемоторный SAZ HD50 построен на рамном шасси ISUZU NQR90, а у заднемоторного «полунизкопольника» SAZ LE60 с несущим кузовом от ISUZU взят только двигатель, который работает в паре с «автоматом» Allison. Обе модели давным-давно сертифицированы в Таможенном Союзе, но с продажами в России как-то не заладилось: к нам ввезли всего несколько единиц, хотя тот же Казахстан покупает добротные узбекские автобусы сотнями. А всего самаркандский завод одних только «заднемоторок» LE60 выпустил уже около тысячи штук! Спрос на HD50 скромнее, но и цена этой версии ниже: на выставке за такую машину просили 6 миллионов рублей.

Прямой конкурент самаркандского «переднемоторника» – 8,8-метровый автобус СИМАЗ-2258-0000010-526, что выпускается в Ульяновске на том же самом шасси ISUZU NQR90 полной массой 9,5 тонн. Недавно СИМАЗы получили новое оформление кузова – более выразительное, а их модельный ряд за последнее время серьезно расширился, вобрав в себя модификации с газовым двигателем, низкопольной задней площадкой, длинной колесной базой и т.д. Но и стоят ульяновские автобусы немало: выставочный вариант в хорошей комплектации – с междугородным салоном на 30 пассажиров и кондиционером – оценили в 6,5 миллионов, то есть на полмиллиона дороже, чем просили за SAZ HD50.

СИМАЗ-2258-0000010-526 с длинной колесной базой, дизельным мотором и 30-местным междугородным салоном, оснащенным кондиционером, просили 6,5 млн. Как вам, кстати, новый дизайн "симазовской" маски кузова?
СИМАЗ-2258-0000010-526 с длинной колесной базой, дизельным мотором и 30-местным междугородным салоном, оснащенным кондиционером, просили 6,5 млн. Как вам, кстати, новый дизайн "симазовской" маски кузова?

Еще одна машина, ориентированная на тот же самый рыночный сегмент и предлагающаяся за ту же самую сумму (шесть с небольшим млн руб.), демонстрировалась нижегородской фирмой «СТ Нижегородец». Речь про новую версию междугородного автобуса Нижегородец VSN-900 на самом длинном и тяжелом шасси IVECO Daily. Увеличение колесной базы до 6100 ммпозволило разместить в салоне 31 кресло для пассажиров, а вторую служебную дверь теперь разместили не в заднем свесе кузова, а перед ведущим мостом.

Нижегородец VSN-900 с обновленным дизайном экстерьера и длиннобазным шасси
Нижегородец VSN-900 с обновленным дизайном экстерьера и длиннобазным шасси

Теперь переходим к моделям покрупнее. Группа ГАЗ привезла на выставку новейший электробус, названный e-CITYMAX 12. Это первый образец из линейки 12-метровых машин совершенно нового поколения, модульный кузов для которых разработан с чистого листа. За счет широкого применения композитов он значительно долговечнее и на 800 кг легче, чем у нынешних «низкопольников» из семейства ЛиАЗ-5292. При этом стала больше площадь остекления, а дверные проемы расширились до 1340 мм. Бортовую электросеть сделали мультиплексной, предусмотрев возможность внедрения в конструкцию всех современных электронных ассистентов, а в ходовой части применили независимую переднюю подвеску.

В отличие от тех электробусов, что ЛиАЗ производит для Москвы, выставочную машину сделали этаким демонстратором возможностей, снабдив большой аккумуляторной батареей (емкостью 350 кВт.ч в расчете на запас хода в 200 км) и тремя типами зарядок. При использовании ультрабыстрой зарядки машине придется встать под полупантограф на 1,5 часа, через пистолет быстрой зарядки батарею можно полностью зарядить за 2,5 часа, а медленная ночная зарядка займет примерно 7 часов. Разумеется, электробус снабжен автоматической системой термостатирования: его батарея сама себя подогревает зимой и охлаждает летом для поддержания наиболее оптимальной температуры и обеспечения максимального запаса хода. На базе нового кузова уже вовсю проектируется линейка городских машин, в которую помимо электробуса войдут автобус с дизелем Евро-6, газовые автобусы, работающие на сжатом и сжиженном природном газе, а также водоробус с топливными элементами.

На стенде КАМАЗа тоже была электрическая пассажирская машина 12-метровой размерности, только не электробус, а низкопольный троллейбус с увеличенным автономным ходом. Называется она КАМАЗ-62825. Батарея у этого троллейбуса маленькая, энергоемкостью всего 69 кВт.ч, что дает запас хода порядка 20 кмпри включенной климатической системе салона. А подзаряжается она либо за полчаса прямо от троллейбусной контактной сети, либо за 5 часов от розетки в парке.

Конечно же, на COMTRANS привезли и образец сочлененного 19-метрового электробуса КАМАЗ-6292, спроектированного под требования московского тендера. Машина полной массой 28 тонн, рассчитанная на перевозку 135 человек, несет на борту батарею энергоемкостью 345 кВт.ч, с помощью которой может проехать без подзарядки до 90 км. А ее «дозаправку» можно осуществлять как ультрабыстрым способом через полупантограф, так и в режиме ночной стоянки в парке – от обычной трехфазной сети напряжением 380 В.

Дизельных городских автобусов в камазовской экспозиции на этот раз не было совсем, зато был первый экземпляр «дальнепригородного» газового (на сжатом метане) в новом кузове: НЕФАЗ-5299-31-57. У этой машины всего две входные двери без ступеней, но высокий пол в задней части салона. Сиденья – высокие, с ремнями безопасности; одновременно есть просторный центральный накопитель и багажные полки в задней части салона. Но некоторые компоновочные особенности машины удивляют. Например, огнетушитель, расположенный посередине последнего ряда сидений, или восемь развернутых против хода сидений в передней части салона, когда там можно было бы попробовать обойтись всего четырьмя «перевертышами»: ехать задом наперед на маршрутах протяженностью более полусотни километров – удовольствие ниже среднего…

Но звание самой эффектной пассажирской машины на выставке можно смело присудить 140-местному сочлененному электробусу ПКТС-6245 Пионер компании «ПК Транспортные системы». К его разработке и изготовлению самое непосредственное отношение имеет нижегородская «Фабрика композитов», однако конечное изделие считается продукцией петербургской производственной площадки «Транспортных систем». Питер же рассматривается и в качестве основного потенциального покупателя таких машин. В отличие от камазовского сочлененного электробуса, у Пионера ведущими сделаны два моста, а запас хода достигает 200 км. Зарядка – только ночная, длительностью 6 часов.

Минчане привезли в Москву уже знакомый электробус МАЗ-303Е10, который в этом году, наконец, стал серийным: в дополнение к первой опытной машине 2019 года завод построил сразу 10 машин для белорусских городов. Эти электробусы распределили между парками Минска, Гомеля, Витебска, Бреста и Гродно. Одна из машин (кузов № 002) пока осталась на заводе – она и украсила собой выставочный стенд.

Читайте также о других новинках выставки COMTRANS 2021:
- Шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 Геркулес
- Все новинки грузовой экспозиции Группы ГАЗ
- Гибридный беспилотник КАМАЗ-54907 с солнечными панелями
- Среднетоннажник КАМАЗ Компас 9

Автобусы
2498 интересуются