Найти тему

ПРОФЕССИОНАЛ ИСЧЕЗАЕТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? Как этого избежать

Оглавление

Герой, персонаж словно из ниоткуда, из пустоты. Такое бывает. Особенно это характерно для историй о попаданцах. Как-то быстро писатель (и герой) забывает, что у героя есть прошлое, определенное положение в обществе, семья, друзья, привычки и прочее. Нет, все упоминается, но как-то осторожно, кратко.
Более всего забывается почему-то прежняя профессия. Не всегда, не спорю, но часто.

В реалистических историях профессия, казалось бы, обязательная вещь, но из книги в книгу кочуют герои, индивидуальность которых вне профессиональной области. Получаются эдакие «обобщенные» характеры, где героиня, к примеру, тихая, скромная, но решительная, умеет в нужную минуту постоять за себя, а герой сильный, боевой с определенным набором навыков, умений и т.д. В качестве индивидуальной черты дается особая портретная деталь, привычка, хобби… И все это не имеет никакого отношения к профессии.

Студент, программист, менеджер, секретарша, врач если и проявляют какие-то свои способности в обретенном поневоле мире или в реалистической ситуации, то выражается это лишь в действиях, редко – в знаниях. То есть, как правило, герой использует профессиональные навыки, умения, чтобы выжить, адаптироваться в незнакомом мире, но профессия – это не только способ выживания. Профессия – это тоже то, что «делает» героя, она накладывает неизгладимый отпечаток абсолютно на все. А на что? Давайте разбираться.

Сначала я расскажу о том, как профессия "выделяет" человека, чем он будет отличаться от других.

I. Внешний вид, одежда

► Помните устоявшийся образ советской буфетчицы? Полная, в белом халате с завлекательным декольте, с напомаженными красным губами, «обваливающейся штукатуркой» и высоченной прической, вытравленной до белизны химией. А учительница? А бухгалтер? А потомственный вояка?
У каждого из нас есть свое представление, как должен выглядеть человек той или иной профессии, во что он должен одеваться. Белый халат врача, спецовка слесаря, деловой костюм менеджера, колпак повара… все можно упомянуть в книге. Но те же попаданцы в основном очухаются в новом мире в пижаме
(потому как распространен плохой прием попадания «уснул / проснулся»), в джинсах и рубашке, куртке («гулял / провалился»), в вечернем платье, костюме («напился / очнулся»). Мда, крайне редко они пропадают с места работы.

► Есть и внешние приметы профессии: следы ожогов у тех, кто работает с раскаленным металлом или пожарника, варикоз на ногах продавцов, перебитый нос профессионального боксера, складка-морщинка между бровями у преподавателя со стажем и т.д.

II. Движение, жесты, мимика

Девица-модель в любой ситуации будет «держать спину», ходить определенным образом, сварщики часто щурятся, секретарши неестественно улыбаются, лектор закусывает губу в раздумье, ходит, заложив руки за спину... Например, психологи привыкают чуть склонять голову, словно поощряя человека к разговору, а хирурги, которые часто стерилизуют руки, задерживают на чуток прикосновение. Почему эти особенности исчезают в художественном произведении, в то время как они могут стать яркой чертой героя?

III. Привычки, поведение, мышление

► Профессиональные привычки организуют поведение человека. Даже распитие кофе в определенный час – отсюда. Эти привычки не исчезают, когда человек уже не работает по профессии. Если стенографистка привыкла грызть кончика карандаша, она будет это делать всегда, даже если пишет письмо возлюбленному. Бывший следователь внимательно оглядит место, учтет детали. А цветочница, попав во дворец мира фэнтези, первым делом оценит расставленные повсюду букеты.

Мыслят люди разных профессий тоже по-разному. Кто-то склонен к дотошному анализу, кто-то к обобщению. У людей творческих профессий может преобладать наглядно-образный вид мышления, у тех, кто привык работать с массой людей – креативный, у рабочих – практический и т.д.

► И образы по какому-то поводу у них в голове тоже разные. Разглядывая что-то, читая, они обратят внимание, прежде всего, на то, что относится к их профессии. Знаменитый пример, как люди разглядывают Мону Лизу: парикмахер сосредоточится на волосах, портной на одежде, художник на сочетании красок.

Все вместе – привычки, поведение, мышление – формируют особенности общения, коммуникации.
Подчас читаешь фантастический роман, где герои с Земли вступают в контакт с инопланетными существами, и не понимаешь, с чего вдруг герой-программист начинает вести себя и мыслить как профессионально-подготовленный космонавт-контактник. Куда лучше, если как раз его «неумелость» приводит к нужным результатам.
Я рекомендую почитать Джаспера Ффорде, цикл о Четверг-но-не-тот, где героиня общается с персонажами разных книг фантастической библиотеки. Она умело вступает в диалог, контролирует свое поведение, она следователь-профессионал, понимающий собеседника.

IV. Речь, язык

► Конечно, речь профессионала насыщена сленгом, специальными терминами. Ими не стоит злоупотреблять в художественной книге, но все же они должны «промелькивать» в речи.
Недавно прочитал книгу, где героиня-попаданка – хороший повар. В мире, куда она попала, готовят плохо, да и скудно там все с продуктами. Приходится изобретать знакомое. Понятное дело, что она добивается успеха, действуя профессионально. Один раз в ее речи мелькнуло слово «холодильник» – и все! Даже названий блюд нет. И мне не верится, что она профессионал.

► Важны и особенности интонации, темпа, даже звучание, тембр. Так воспитатели детских садов часто сюсюкают и со взрослыми, не замечая этого, учителя морализируют, повышают голос. Человек, который в профессиональной деятельности молчит, часто говорит медленно, с паузами, даже заикаясь, а тот, который постоянно работает с людьми, наоборот, говорит быстро, иногда словно захлебываясь словами. При этом и тот, и другой могут комкать устное высказывание, обрывать, но по разным причинам. К примеру, первый привык к долгим раздумьям, а второй тараторит, торопится. Библиотекари привыкли говорить тихо, а шоумены, наоборот, громко и т.д.

Речь тоже «делает» героя, и профессиональные особенности речи тут на первом месте.

В следующей статье на эту тему я расскажу о других отличительных особенностях человека определенной профессии.

©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.

Другие публикации канала

КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ ПИСАТЕЛЬСКОЙ «ПРОБУКСОВКИ»

ПИСАТЕЛЬСКАЯ «ПРОБУКСОВКА» – это не творческий кризис и не потеря вдохновения. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

КАК НЕ «РАЗДУТЬ» НАЗВАНИЕ КНИГИ, НО «ЗАПИХНУТЬ» В НЕГО ВСЕ, ЧТО НАДО

литература писательство писательское мастерство как написать книгу