Найти в Дзене
Человек-метро

Что прячут загадочные двери в метро? Есть ли там еда?

Оглавление

Этот вопрос, каким бы странным он не казался, на самом деле интересует большое количество людей. Проводя лекции или экскурсии по метро, я отвечаю на него практически регулярно. И ведь действительно, скорее всего каждому из нас доводилось обращать внимание на дверные полотна ну путевых стенах - чем себя еще занять, пока стоишь на платформе в ожидании поезда?

В зависимости от конкретного проекта станции, длины платформ и ряда других факторов количество дверей различается, но в среднем их ставят по 3 - 5 дверей на каждую стену.

Дверь как произведение искусства

Стоит отметить, что наших замечательных отечественных архитекторов нередко отличал качественный, тщательный и нетривиальный подход к оформлению станций подземки. Они внимательно старались относиться буквально к каждому элементу, который мог видеть пассажир, и двери на стенах не были исключением - в большинстве случаев полотна оформлялись достойным образом.

Двери еще на заре метростроения в нашей стране практически сразу стали использовать как дополнительный элемент-носитель малых архитектурных форм. Иными словами, просто так изделие массового производства или какую-то кустарную поделку сюда старались не вешать - двери большого числа станций метро являются уникальным произведением искусства (в большей или меньшей степени). Их эффектно вписывали в общее убранство подземных залов.

Полотна с ленинградской пропиской

На примере станций Петербургского метро (можно было бы взять и другие города, но тогда статью устанем листать) мы с вами сегодня посмотрим как с течением времени менялись двери на путевых стенах, а в конце разгадаем их тайну и буквально откроем их, хотя наверняка кто-то из вас явно знает про это.

В общем, на красоту дверей действительно стоит взглянуть. В иной раз хоть коллекцию собирай!

Начнём обзор с 1950-х годов - практически в эпоху наивысшего качества и богатства отделки. Предлагаю посмотреть небольшую подборку дверей со станций так называемой первой очереди ленинградского метрополитена, открытых в 1955 году.

По мере смены стиля оформления станций, от монументального советского классицизма до строгого, но местами не менее выразительного модернизма, изменения претерпевали и двери. Это можно заметить по станциям 1960-х годов.

Двери на стенах этих ленинградских станций в шестидесятые были в достаточной мере однообразными, но не лишенными стильных ноток:

Дверь на стене станции "Электросила". Год открытия - 1961. Автор фотографии: Игорь Ванин. Источник: http://metrowalks.com
Дверь на стене станции "Электросила". Год открытия - 1961. Автор фотографии: Игорь Ванин. Источник: http://metrowalks.com

Среди них есть и дверь-фаворит в буквальном смысле - на станции "Горьковская". Там штатный узор " в сеточку" внезапно уступил место двумя весьма стильным кованым образами: буревестника, гордо реющего над молнией, и солнцем, очевидно греющее седую равнину моря. Всё весьма в тему названия станции:

1960-е годы в Ленинграде стали годом внедрения диковинных станций закрытого типа, которые были популярны без малого целое десятилетие - вы наверняка обращали на них внимание. Это там, где поезда не видно и он отделен стеной с автоматическими створками. На этих станциях путевые двери не ставили.

В тучные 1970-е годы ленинградская подземка вошла с явным дверным разнообразием - вариантов стало больше, но выразительность дверные полотна стали уже терять:

В 1980-е и 1990-е, как мне кажется, ситуация лучше не стала, хотя любопытные решения в Ленинграде и затем в Санкт-Петербурге встречались. Взять, например, станцию "Площадь Александра Невского-2".

Там в целом-то путевая стена прекрасно оформлена, под стать названию и заявленной художественной теме - сплошная кольчуга, а не стена. Дверь здесь заметить не просто - она максимально замаскирована, облицована теми же чешуйками и выдают ее только петли:

Дверь на стене станции "Площадь Александра Невского-2". Год открытия - 1985. Автор фотографии: Игорь Ванин. Источник: http://metrowalks.com
Дверь на стене станции "Площадь Александра Невского-2". Год открытия - 1985. Автор фотографии: Игорь Ванин. Источник: http://metrowalks.com

В остальном же стало по-большей части скучно, особенно на односводчатых станциях - сплошные рейки из цветного метала:

Положительным образом ситуация с "дверной красотой" изменилась в веке XXI-м. Ничего удивительного - стали появляться новые материалы и новые технологии. Хоть станций открывалось и немного, в отличие от столицы, но разнообразия прибавилось у привычного облика стен. Хотя кто на них смотрит, да? Уверен, что львиная доля пассажиров на эти элементы даже внимания не обращает.

Тем не менее давайте всё же посмотрим на станции 2008-2019 годов и оценим облик их дверей:

А как в других городах?

Безусловно, кладезем для развития темы была бы московская подземка, но с её сотнями станций даже выбрать что-то показательное будет весьма непросто.

Здесь я всего лишь хочу отметить часть наблюдений по теме.

Во-первых в ряде случаев двери на стенах станций метро Москвы 1960-1970-х годов нередко были едва ли не единственным украшением, соседствуя с совсем простой отделкой из буквально туалетного кафеля:

Дверь станции "Таганская". Московское метро
Дверь станции "Таганская". Московское метро

И наблюдение второе - в последние годы и даже десятилетия наметилась явная тенденция отказа от дверей - смотрим современные станции, как глубокие, так и не очень и видим, что вожделенные дверные полотна исчезли.

В других российских подземках схожая тенденция - двери тоже перестали ставить (потому, что перестали строить станции - шутка). Хотя есть и исключения - в Казани, например:

Станция "Дубравная" в Казани. Открыта в 2018 году
Станция "Дубравная" в Казани. Открыта в 2018 году

И теперь вновь вернёмся к изначальному вопросу - так всё же куда эти двери вели, что были нужны столько десятилетий, и почему от них отказались впоследствии?

Вопрос на миллион

"Дверной вопрос" много кому не давал покоя, особенно в век отсутствия интернета. Хорошо помню своё любопытство в детские годы в счастливые девяностые и, в особенности, ответ моего отца, который однажды сказал мне, что эти створки ведут на склад хранения продуктов на случай войны.

-12

В целом мысль-то на обывательском уровне адекватная - лучшего убежища для широких слоев населения представить сложно и вопрос снабжения укрываемых так или иначе витает в голове.

Но давайте быть реалистами и попробуем представить, что же за помещения должны быть, чтобы в них обеспечить хранение продуктов питания или других закромов?

Такие сооружения явно должны иметь серьезные свободные площади, что в подземных условиях уже априори связано с баснословной стоимостью. Прибавляем сюда задачи по созданию климатических условий, вентиляции и пр. А еще же должно быть и обслуживание!

В общем сразу же этот миф придётся развеять - за дверями еды нет, как нет её и вообще где-либо в подземке. Ну кроме как в личной сумке у дежурного механика СЦБ - надо же на смене перекусить что-то!

Тогда же в чем надобность? А она, друзья, настолько утилитарна и неинтересна, что даже становится грустно. Помните те самые грозди бесконечных проводов, которые мы можем видеть в окне поезда, когда едем по тоннелю? Станции метро же у нас красивые. В сравнении с грязным железобетонным или чугунным тоннелем любая станция будет выгодно отличаться и всё это благодаря архитектурному оформлению, каким бы оно не было.

Чтобы тоннельный кабель не раздражал глаза пассажира и не портил общую художественную задумку его традиционно прячут внутрь асбестоцементных каналов - труб, которые спрятаны в стены и наши замечательные двери нужны лишь для того, чтобы во время стройки станции кабель затянуть в эти трубы или, например, во время ремонта этот самый кабель заменить:

Жизнь - боль. Суровая правда такова. Дверь на стене - это по сути дверь шкафа
Жизнь - боль. Суровая правда такова. Дверь на стене - это по сути дверь шкафа
Станция "Обухово" со снятой облицовкой. Видны трубы с кабелем. Автор: Aleksi
Станция "Обухово" со снятой облицовкой. Видны трубы с кабелем. Автор: Aleksi

Раз эти двери нужны для обеспечения определенного технологического процесса, то почему же их перестали ставить? Исчезли кабели?

Нет, без проводников тока никуда не деться, но современные технологии и материалы позволили делать облицовку стен таким образом, что демонтировать определенный её фрагмент стало просто и, главное, быстро. Тем более учитывая тот факт, что доступ к кабелям нужен крайне редко - раз в несколько лет. В некоторых случаях, в особенности если речь про станции открытого способа работ, кабели могут разводить под платформами или в отдельных кабельных каналах или коллекторах, к которым есть удобный (не всегда) доступ для технического персонала.

Очередной миф развенчан.

Спасибо за ваше внимание, друзья! А какие предположения о назначении доводилось слышать вам про эти двери в метро? Может сможете поделиться другими легендами, связанными с подземкой? Напишите, пожалуйста, в комментариях и в одной из следующих публикаций возможно нам удастся с вами развеять еще какой-нибудь миф.

#загадка дыры #метро #санкт-петербург #блоги увлеченных людей #москва #казань #сделано у нас #архитектура #история #строительство