В начале 1980-х эпоха штурмовой авиации переживала свой очередной ренессанс.
В 1981 в эксплуатацию поступил маленький, но очень удачный Су-25, зарекомендовавший себя надежной, живучей и, что немаловажно, довольно дешевой машиной.
Однако этих преимуществ по-видимому оказалось мало и в дебрях сумрачного гения родился проект двухкабинного штурмовика пятого поколения.
Сказать по правде, даже тогда в этом решении больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, все имеющиеся эскизы говорят о том, что Ш-90 активно использовал технологии снижения радиолокационной заметности. Это и обратная стреловидность крыла, скошенные грани, вооружение, которое скрывалось в нишах фюзеляжа.
Во-вторых, это сегодня стелс-технология стала чем-то из "must have" в мире военной авиации, а в 1981 такой самолет в мире был всего один- пресловутый F-117.
В третьих, применение стелс-технологий оправдано скорее для истребителей или бомберов, а для штурмовика это полезный, но вовсе не обязательный элемент.
В какой то степени это даже минус, ведь стелс покрытие стоит дорого, его необходимо обновлять, да и сам штурмовик как класс машины подразумевает близкий огневой контакт с противником после которого машины латают техники прямо на аэродроме.
При этом, к работам подошли серьезно и завершили их в начале 90-х на этапе подготовки к серийному производству сборочного цеха в Иркутске.
Ш-90 мог бы получиться действительно интересной машиной.
Интересным решением было использование двухкабинной компоновки, что по задумке должно было обеспечить лучшую выживаемость в боевых условиях.
Хорошо продуманна система разделения ролей экипажа на штурмана и оператора вооружений, что исправляло главный недостаток Су-25 в котором эти роли исполнял один пилот.
Обратная стреловидность крыла обеспечивала лучшую маневренность, что для штурмовика показатель важный.
Дальность боевого применения по сравнению с Су-25 выросла до 1100 км, а боевая нагрузка аж до 7 тонн.
Разумеется, после распада СССР, заниматься доводкой новой машины стало некому, а российская авиация продолжила использовать уже привычные Су-25.
Сейчас штурмовик как класс уже окончательно близок к тому, чтобы выйти на пенсию, ведь ему на смену пришли куда более дешевые и ничуть не менее универсальные ударные беспилотные комплексы.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉