Найти тему
Асур Равана

Шива Натараджа- танец вселенной.

В бесконечном танце Бога Шивы, танце созидания, сохранения и разрушения скрыто глубокое понимание Вселенной.

Натараджа представляет Шиву как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное состояние Шивы как бытия в проявлении. Танец Шивы – это танец всего космоса, ритмические движения во всем. Древнеиндийская философия говорит о том, что все сущее состоит из мельчайших частиц и что все эти частицы находятся в непрерывном движении, ритм которого обусловливает жизнь и изменение форм материи. А прекрасным способом выражения ритма, рассказа о нем как раз является танец. Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в теле Шивы. Символ Натараджи был выбран для изображения божественного потому, что в танце творение неотделимо от творца, подобно тому, как вселенная и душа неотделимы от бога. Индуисты верят, что, когда Шива танцует, мир погружается в хаос, а звезды беспорядочно падают на землю. Во время магического танца Шива сначала в порыве разрушает Вселенную, а потом столь же энергично восстанавливает ее ради создания нового. Этим он поддерживает своеобразный ритм цикличного процесса творения. Танец Шивы Натараджи также означает движение Вселенной, поза равновесия в танце, гениально выраженная древним мастером, символизирует вечность и незыблемость этого космического процесса. Развевающиеся по обе стороны головы Шивы пряди волос указывают на излучение божественной энергии. Ногой Шива попирает распростертого карлика – демона Апасмару, который олицетворяет силы зла и неведения, навлекаемые иллюзией, в то время как Шива считается еще и «царем знаний». Сам же танец состоит из вечно текущих комбинаций его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их соответствия в символике Натараджи таковы:

1. Шришти – творение, что символизируется его верхней правой рукой, извлекающей из барабанчика-дамару Паранду, первичный звук, от которого происходят ритмы и циклы творения.

2. Стхити – сохранение, символизируется его нижней правой рукой в жесте благословения, абхайя-мудре- «не бойся» и означает защиту от зла и невежества. Также это положение руки говорит об отсутствии страха, спокойствии, невозмутимости, мгновенном принятии происходящего.

3. Самхара – разрушение или поглощение, символизируется огнем в его верхней левой руке, делающей жест ардхачандра-мудра («полумесяц»).

4. Тиробхава – милость сокрытия, энергия, которая прячет истину и дает, тем самым, возможность опыта, роста и конечного осуществления, представлена его правой ногой, попирающей простертую фигуру демона, символизирующую неведение.

5. Ануграха – милость откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представлена поднятой левой ногой Шивы и его нижней левой рукой в гаджахаста-мудре (приглашающем «жесте слоновьего хобота»).

6. Вокруг Натараджи арка из огней, которые олицетворяют круг сансары, сжигаемой танцем Шивы, дарующим освобождение страдающей душе. Существует и другое объяснение: пламя показано в движении вокруг тела Шивы, который воплощает в себе вселенную. Таким образом создается впечатление, что Шива находится внутри огненного круга. Однако огонь только один, круг — это иллюзия, а Шива — тот, кто разрушает майю(энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений) и сжигает карму в танце. Считается, что прекращение танца приведёт к завершению лилы, а вместе с ней и всего мироздания.

Так пусть же танцует Шива!