Добрый день! Всех с прошедшим Днём ВВС! Сегодня разговор пойдет о самолете, который известен всему миру, самолет, родившийся в СССР и летающий по сей день. Это
Ту-154
(по кодификации НАТО: Careless, на жаргоне советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка» или «Аврора»)
В 1963 году решили разработать советский среднемагистральный самолёт нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Работа началась в ОКБ Туполева под руководством главного конструктора Дмитрия Сергеевича Маркова, заместителя Андрея Николаевича Туполева. Затем главным конструктором стал Сергей Михайлович Егер, а с 1975 года — Александр Сергеевич Шенгардт. В конкурсе появился и проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. Туполевцам была поставлена задача - создать современный пассажирский самолёт, не уступающий по своим параметрам созданному в то время американскому Boeing 727.
Лётно-технические характеристики Ту-154М
Экипаж: 4 человека
Длина: 49,7 метров
Размах крыла: 37,55 метров
Высота: 11,4 метров
Диаметр фюзеляжа: 3,8 метра
Площадь крыла: 202,0 м²
Масса пустого: 55 тонн
Максимальная взлетная (посадочная) масса: 100-104 тонны (80 тонн)
Максимальная коммерческая нагрузка: 18 тонн
Двигатели: 3 × 11 000 кгс Д-30КУ-154-II
Максимальная (крейсерская) скорость: 975 км/ч (900-950 км/ч)
Максимальное число М: 0,86
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой: 3900 км
Дальность полёта с максимальной заправкой: 6600 км
Длина разбега (пробега): 2300 метров (2200 метров)
Высота полёта (потолок): 11 100 метров (12 100 метров)
Пассажирские характеристики:
Число пассажиров: 164-180 человек
Ширина салона: 3,56 м
Высота салона: 2,02 м
Конструктор: Дмитрий Сергеевич Марков
Дмитрий Сергеевич Марков родился 7 (20 сентября) 1905 года в Санкт-Петербурге в семье Сергея Дмитриевича Маркова и Варвары Петровны Верховской, был назван в честь деда, Дмитрия Сергеевича. Обучался в Петрограде, Москве и Ростове-на-Дону. Рано оставшиеся без родителей, Дмитрия и Галину Сергеевичей приняла к себе семья Яковлевых - друзей отца. Также НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР) взял шефство над Марковыми как над детьми погибших героев, предоставляя им все необходимое, в том числе и ежемесячное денежное довольствие.
В 1926 году, уже в Москве, Марков женился на своей двоюродной сестре Вере Анатольевне Верховской, с которой у них двое детей: Варвара и Галина. Дмитрий поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана и уже в 1928 году, ещё будучи студентом, начал работать на заводе № 1 инженером-конструктором. После окончания МВТУ в 1930 году стал начальником конструкторского отдела, а с 1932 года главным инженером завода. В середине 30-х гг. участвовал в заграничной командировке по авиазаводам США. Вскоре после этого, в 1938 году, был арестован по обвинению в шпионаже и вредительству. Вплоть до 1941 был под заключением, продолжая заниматься конструкторской работой в ОТБ НКВД. В 1955 году реабилитирован.
Работал вместе с Н. Н. Поликарповым над самолетами И-7, Р-5 и модификацией Р-5ССС, P-Z. Став заместителем Поликарпова, беззлобно шутил: "Когда один из нас сидел, другой — руководил". После ареста участвовал в проектировании "100" (ВИ-100), "103" (Ту-2 или АНТ-58). После 1941 года работает в ОКБ-156 А. Н. Туполева. Работая над Ту-4, предложил не просто скопировать американский В-29, но перечертить каждую деталь, каждый узел. Самолет получился более тяжелым, но зато получила толчок советская промышленность, которая научилась делать советскую продукцию, идентичную лучшим зарубежным стандартам.
В 1949 году стал заместителем главного конструктора, работал над Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134 и Ту-154, а также и над Ту-96 и Ту-204, работу над которыми он прекратил за 3 месяца до своей кончины.
История Ту-154
Первый опытный экземпляр (СССР-85000) был выпущен в 1966 году. Первый полёт состоялся 3 октября 1968 года (командир экипажа Юрий Владимирович Сухов). В 1969 году лайнер продемонстрировали на международном авиасалоне Ле-Бурже. В 1970 году на Куйбышевском авиационном заводе № 18 (КуАПО, ныне - «Авиакор») началось серийное производство самолёта. В мае 1971 года предсерийные самолёты начали использоваться для перевозки почты из Москвы (Внуково) в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.
Самолётам семейства Ту-154 (в СССР, а затем в России) присваивались регистрационные (бортовые) номера, начинающиеся с 85 (например: СССР-85311 и RA-85185).
На трассы авиакомпании «Аэрофлот» лайнер вышел в начале 1972 года. Первый регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва — Минеральные Воды Ту-154 борт СССР-85016 совершил 9 февраля 1972 года (командир экипажа Е. И. Багмут). 2 апреля 1972 года лайнер начал эксплуатироваться на международных авиалиниях — первый международный рейс на Ту-154 был выполнен в берлинский аэропорт «Шёнефельд».
Дальше пошли модификации. Самолет требовал и требовал модернизации; так на свет появились Ту-154А; Ту 154Б, Ту-154Б-2 и Ту-154Б-3; Ту-154М; Ту-154П, который стал первым в серии 154-х грузовым, и потом сменил название на Ту-154C (Cargo); Ту-154ЛЛ - это были летающие лаборатории по программе испытаний космического челнока «Буран», два из пяти Ту-154ЛЛ могли совершать полностью автоматическую посадку; Ту-154М-ОН; Ту-155 - первый в мире самолёт, двигатели которого работали на сжиженном газе.
В конце концов все стареет. Так и Ту-154 - в какой-то момент его стали аккуратно вытеснять. Вытесняли Boeing-737 и Airbus A320. Пока что Ту-154 остаётся одним из наиболее массовых самолётов советского/российского производства. Однако против Ту-154 играет его общее моральное устаревание и возросшее в последние годы количество авиакатастроф с его участием. 28 октября 2020 года единственный из оставшихся в гражданской авиации России самолёт Ту-154 RA-85757 выполнил свой последний гражданский полёт.
В культуре
В массовой культуре тоже есть упоминания и, собственно, появления Ту-154. Вспомните хотя бы фильм режиссера Александра Митты "Экипаж" (1979). Я ещё сам не смотрел, но, говорят, стоящее дело. В фильме снимались в прямом смысле 2 с половиной самолета - СССР-85131 - списан из-за инцидента с розливом ртути на борту (главный), СССР-85179 (кадры в Бидри) и хвост от сгоревшего в Толмачево СССР-85087.
(583) Экипаж (драма, фильм-катастрофа, реж. Александр Митта, 1979 г.) - Ссылка на Youtube, сам фильм вставить не могу, авторские права Мосфильма
Также Ту-154 - один из главных героев фильма "Ёлки 2" (режиссер Тимур Бекмамбетов). Кстати, новелла "Самолет" рассказывает о реальных событиях 2010 года в Коми (собираюсь написать об этом событии статью, так что не спойлерите сами себе и другим в комментариях :-) )
Песни
Песня "Ту-154" (музыка В. Логутина, слова Д. Угольникова):
Песня "Предполетный осмотр" (слова и музыка В. Захарова):
Песня "Экипаж" (слова и музыка В. Захарова):
Легендарный "Туполь" уходит из нашей жизни. Но он остается в нашем сердце. Когда видишь самолет с таким расположением двигателей (характерная черта 154-ого), крыльями, всем своим видом, то сразу становится понятно - это он; его невозможно забыть, и, вероятно, каждый каким-либо образом был с ним знаком. Ту-154 - легенда гражданской авиации.
Спасибо тем, кто прочел статью до конца. Отдельное спасибо тем, кто не отписывался от канала за время его (то есть моего) бездействия. Спасибо!