У нас в Ливане бензин уже дорожал в два раза недавно. Но, как я и подозревала, это было только начало. Он подорожал снова. В целых четыре раза сразу.
Все это не так страшно, если вдуматься. Просто он у нас из-за падения курса ливанской валюты к баксу стоил сущие копейки. Канистра 20 литров уже после первого подорожания стоила всего около 4$. А теперь все 15$. Это около 50 р за литр, примерно как в России. Только вот зарплату ливанским бюджетникам никто не индексировал. И в стране есть люди, чья зарплата в бензиновом эквиваленте стала 25 литров.
А, ведь, на работу надо еще ездить. На непонятно какие деньги.
Накануне подорожания бензина на заправках почти не было. А где был, там за него сражались. Нам самим очень повезло залить полный бак (в большинстве мест заливают не больше 20 литров, чтобы хватило понемногу, но многим). И по старой цене. Без боя. Стояли всего час, но, в основном, из-за того, что нам выезд перекрыли и мы не могли свалить.
После подорожания в некоторых местах активисты начали перекрывать движение мусорными баками и вываленным на асфальт вонючим мусором. Который сейчас стали реже увозить - мусорщики живут в той же стране и им тоже не достается бензина в нужном объёме.
Мне в пятницу надо было в к врачу, я пытаюсь восстанавливать прореженные ковидом волосы, рассказывала про это в одном из материалов. Это вид из окна кабинета. На мотиках злоумышленники.
То есть, владельцы мотиков, которые везде могут проехать и которым бензина того надо пару капель на поездку, мешали ездить автовладельцам. Которым по определению куда хуже и труднее.
Я из-за них, как и многие другие люди, не смогла сесть на нужный мне автобус и какое-то время шла пешком. Они смогли перекрыть только часть дороги и машины просто объезжали нехорошее место, вновь выныривая в другом месте на ту же улицу. Короче, не смертельно все, как я и говорила.
Вот, тут видно, что гаишники поток в объезд отправляют.
Автобусов не было, но можно было уехать на такси примерно за ту же цену, что и на автобусе. У нас есть такое понятие, как "сервис" - это обычное такси, которое работает в пределах какого-то района, сейчас с одного пассажира берут около 50 центов (было 2 бакса). Но цена должна подняться из-за того, что подорожало топливо. На фото тетенька из Индии. Они у нас всякими нянями и домработницами работают. "Забитые и несчастные" арабские женщины зачастую дома нефига не делают, муж нанимает для них таких вот иностранных служанок. Часто - по несколько.
Почему у нас такая фигня с бензином сейчас? Рассказываю...
Почти два года бензин, как и многие другие товары, дотировался центральным банком страны. То есть, у нас есть официальный старый курс лиры к баксу - 1 500. А есть нынешний спекулятивный на черном рынке - около 20 000. Для бензина и т.п. был введен некий курс около 4 000. То есть, вы продаете бензин за лиры по такому курсу, у вас потом банк берет выручку и конвертирует в баксы по курсу 4 000. Понятно, что "попадает" при этом банк. А вот население имело бензин, который в долларовом эквиваленте стоил очень дешево. Ресурсы исчерпались. Глава Центробанка сказал, что, мол, усё - кина не будет, электричество кончилось. Про электричество, кстати, потом отдельно расскажу. На фото ниже кучка негодующих осаждает дом главы Центрального Банка Ливана.
В целом, что-то сделать можно и отменить решение главы Банка (тока не понятно, откуда тот возьмет нужные для дотаций деньги). Это может сделать Совет министров. Тока вот незадача: прежний совет министров сейчас исполняет обязанности самого себя, ибо ушел в отставку год назад. На фото ниже Хассан Дияб, глава того самого кабинета. Премьер, в смысле. То есть, Дияб и его команда таких полномочий не имеет.
Был назначен новый премьер, Наджиб Микати. Миллионер из ливанского Триполи, ранее уже работавший премьером. Но у того до сих пор не утвержден состав его кабинета министров. То есть, собрание проводить не с кем. Старый кабинет министров не алле по Конституции, новый не алле чисто физически. Такая вот фигня.
Ливанцам, вроде, были обещаны и какие-то кредиты, и просто так денег на жизнь обещались подкинуть. Так что ситуация, думаю, будет пройдена и бензин снова появится в баках. По низким ценам. Иначе каюк всему и вся.
У самого Ливана есть нефть, но она в море. Одна вышка, по моей информации, уже готова и должна была начать давать нефть уже год назад. Но из-за кучи вредительских действий главы предыдущего несостоявшегося кабинета министров (он же - премьер, хранивший много лет в порту селитру, он же со-спонсор сирийских боевиков и он же довел страну до ручки, и он же лидер многих из тех, кто уже почти два года перекрывает наши дороги) нефть пока так и не начали добывать. Московские ливанцы рассказали, что его на этот раз очень холодно встретили в Москве: подписал кучу соглашений, но по просьбе Большого Брата ни одно не было выполнено. Так чо снова приехал, турыст??
Я думаю, ливанскую нефть у Ливана в итоге отожмет Сорес и Ко. Технологии и сценарии обанкрочивания целых стран отработаны и поставлены на поток. И своей нефти, которой можно будет самим распоряжаться, у Ливана не будет. В том числе и потому, что появись у него своя нефть, он часть ее продавал бы Сирии. А на это Запад пойти не может - он Сирию уже почти придушил.
У большинства ливанцев есть родственники за границей. И именно они помогают своим внезапно обедневшим родным пережить кризис. В "Вестернах" почти всегда есть пришедшие за переводами. Везде.
В целом, для тех, у кого деньги в баксах, стоимость поездок не сильно изменилась с подорожанием бензина. Стоимость дня экскурсий для туристов выросла примерно на 10%. При том, что вообще до этого упала аж на 50%. И маршрутки будут стоить, скажем, не 50 центов, а бакс.
Я, в основном, на них езжу. И многим ливанцам предстоит пересесть на них с личных авто. Но это всё не смертельно. И можно пережить. Да?