На написание заметки меня натолкнуло обсуждение на Драйве в очередной вечной темы про масла. Я в этих холиварах никогда не участвую (ну смысл переубеждать истово верующих, пусть верят во что хотят), но сегодня хочу просто поделиться некоторыми фактами и банальными логическими выкладками. Итак, в чём суть вопроса.
Всеми нами обожаемый Volkswagen Group (фанатикам сразу поясню - я сам ваговод уже 9 лет как - можете опустить камни) выкинул очередной фортель. На днях я узнал, что с 2021 года в бензиновые Кодиаки льётся масло вязкостью 0W20. По крайней мере, так сообщают на форумах коллеги по цеху. Но дилер - это дилер. У них левая рука не знает, чем занимается правая - многие льют что хотят. Но вязкость - это ещё ладно. Просто запомните эту цифру, мы к ней вернёмся чуть ниже. Я всё же сначала про допуски, и про то, как эта мнимая "забота о клиентах" сильно попахивает банальным разводом хомячков.
Сначала все обсуждали допуск VW 500.00 - этот старый стандарт был разработан для машин группы VW выпуска до августа 1999 года. Тоже запомните эту дату, пожалуйста. Затем придумали VW 501.01 - это уже подходило и для бензиновых, и для дизельных моторов. О'кей, ладно. Затем появляется допуск VW 502.00 - типа тот же, но с фиолетовыми пуговицами ("для повышенных нагрузок", как сообщалось в официальных сервисных проспектах). Когда в скором будущем появился VW 503.00, уже никто особо и не обратил на это внимание (кроме диванных исследователей с нетленного Oil-club, разумеется). Тем не менее, именно это поколение масел стало впоследствии притчей во языцех.
Дело в том, что так называемый стандарт Longlife этого допуска теоретически предполагал увеличенный аж вдвое интервал замены - каждые 30 000 (!) км, или 2 года. А ещё, данное масло имело очень низкую высокотемпературную вязкость. Настолько, что оно официально было запрещено к эксплуатации в автомобилях выпуском до... августа 1999 года. И это при том, что средняя рабочая температура двигателей стабильно продолжала повышаться, а не понижаться. "Логично", не правда ли?.. :) Это VAG, детка. Но в чём была истинная логика, я поясню ниже.
Следующий VW 503.01 уже фактически шёл проторенной дорожкой 502-го: был такой же как 503.00, только круче ("для повышенных нагрузок"). Основное отличие VW 504.00 от предшественника заключалось в назначении для двигателей Евро-4. И тоже Longlife, разумеется (как и все последующие). И наконец, сегодняшний VW 508.00 . Если без нудных технических цитат и таблиц, то масло предназначено для бензиновых двигателей с низким расходом топлива. За счёт чего достигаются соответствующие этому характеристики? За счёт чрезвычайно-низкой вязкости и мизерной толщины масляной плёнки, разумеется. Номинальная вязкость нового допуска - 0W20.
"Ноль-двадцать" - вдумайтесь, друзья! Вязкость чуть выше компота для турбомоторов, которые с литра выдают больше 100, а то и 150 лошадиных сил! Это как, вообще?.. Нет, понятно, что сейчас с ближайших гаражей и школ набегут лучшие мотористы, химики и механики, и всё дураку-автору разъяснят. Но я обращаюсь к остальной части аудитории: ребята, ну разводят же! Внаглую, не стесняясь. Заливая в уши про новые технологии, экономию топлива и прочие чудо-свойства. Но даже если чисто загибать пальцы: вас не смущает, что за последние 20 лет VW сменил уже 7 допусков для бензиновых моторов! А знаете, почему?
Потому что ДВС уже давно с огромным скрипом пролезает во всё ужесточающиеся нормы экологии. Экономить давно стали на всём: на высоте юбки поршня, толщине поршневых колец, сплаве клапанов и самих поршней, и вообще на всём, на чём экономить по законам моторостроения не очень полезно... И разумеется, передовиком этого "эко-движения" является масло. И с каждым новым допуском оно защищает пары трения всё хуже, а двигатель становится всё горячее и нагруженнее.
Что вы сказали, товарищ из второго ряда? Экология?.. Да я вас умоляю! Экология и ДВС - это в принципе антонимы. И она тут и рядом не валялась. Бабки, друзья. Бабки, которые всем правят и всё решают. Чтобы продолжать производить и продавать автомобили, автопроизводители вынуждены подстраиваться под жесточайшее лобби "зелёных" европейских стран. И экономия нашего топлива с помощью чудо-масел, и уж тем более, забота о ресурсе двигателей наших машин - это последнее, что сегодня волнует производителей.