Псевдореконструкция фантомной колесницы
синташты-петровки-алакуля В. А. Новоженова и К. Алтынбекова.
В 2014 г. казахстанские археолог В. А. Новоженов и реставратор К. Алтынбеков опубликовали свою псевдореконструкцию андроновской колесницы.[1] За основу были взяты систематизированные И. В. Чечушковым «материалы из раскопанных в урало-казахстанских степях колесничных комплексов, содержащих отдельные элементы колесничного снаряжения, конского оголовья, фрагменты колёс и кузова, отнесённых археологами к ранним периодам существования андроновской культурно-исторической общности — петровской, синташтинской и алакульским археологическим культурам»[2].
Упоминаемые пседореконструкторами «отдельные элементы колесничного снаряжения… фрагменты колёс и кузова» по сути представляли и до сих пор представляют собой, как им тут же пришлось признать, нереконструируемые остатки и на самом деле «основные параметры конструкции колесниц определялись по размерам погребальных ям, канавок для колёс и остаткам деревянных деталей в них, а также зафиксированным в одном случае (могильник Сатан, Центральный Казахстан, раскопки В. В. Евдокимова) остаткам конструкции кузова»[3].
Что именуется «остатками конструкции кузова», узнаём из другой работы В. А. Новоженова: «В Центральном Казахстане В. В. Евдокимовым [3, с. 434] в кургане I могильника Сатан зафиксировано более информативное погребение с колесницей. Хотя могильная яма была ограблена в древности, а содержимое её подожжено, последнее обстоятельство в некотором роде законсервировало те части повозки, которые не успели сгореть. На дне могильной ямы были обнаружены остатки прямоугольной в плане площадки размером 106х60 [см], толщиной до 10 см, к которой сверху под углом примыкали плохо сохранившиеся остатки дерева. Под древесным тленом находились две параллельные подпрямоугольные ямы: в первой сохранились остатки обгорелого обода колеса и ступицы, во второй — фрагмент обода с круглым пазом для спицы и тлен от ступицы. Под ободом обнаружен небольшой кусок сыромятной кожи красного цвета и 4 конусообразных костяных гвоздика (длиной 8–17 мм), которые, вероятно, крепили шину на ободе с внутренней стороны»[4].
Т.о. у В. А. Новоженова и К. Алтынбекова не было и нет никаких реальных деталей кузова и дышла колесницы или их остатков, пригодных для научной реконструкции.
Поэтому вместо подлинной реконструкции конкретно-исторического, конкретно-археологического артефакта урало-казахстанских степей эпохи бронзы по действительно имеющимся в распоряжении археологов и реконструкторов данным В. А. Новоженов и К. Алтынбеков фабрикуют псевдоархеологический псевдофакт с необоснованным привлечением информации о древнейших китайских колесницах и (в значительной степени нереалистичных, научно-достоверно недатируемых и неатрибутируемых культурно) наскальных изображений колесниц: «в качестве источников для предпринятой нами реконструкции широко применялись данные письменных и изобразительных памятников — многочисленные колесничные петроглифы Центральной Азии и китайские находки реальных колесниц (рис. 66, 67) в могилах периодов Шан и Западной Чжоу»[5].
Далее на нескольких страницах псевдореконструкторы дают детальное описание параметров изготовленного ими новодела, единственно научно приемлемым и достоверным элементом которого является обтянутое сыромятной кожей спицевое колесо.
При этом вводятся оригинальные элементы конструкции, не зафиксированные археологически и поэтому целиком и полностью фантомные.
А именно, дно кузова создаётся натягиванием на его раму сыромятных ремней: «площадь платформы, образованная рамой, покрывается плетением из сыромятных полосок кожи, закреплённых к жердям рамы костяными гвоздиками»[6].
Достойная похвалы изобретательность, однако, совершенно нивелируется отсутствием каких-либо следов существования подобного днища кузова в погребениях синташты-петровки-алакуля. Более того, беглого взгляда на прорисовку могильной ямы кургана 1 могильника Сатан в Центральном Казахстане со следами древесины на месте предполагаемого днища кузова повозки достаточно для того, чтобы утверждать, что он не имел пола из сплетённых крест-накрест кожаных ремней.
Ещё более своеобразным изобретением является конструкция перил кузова, образованная из двух согнутых дугой жердей, сходящихся к дышлу с одной стороны и расходящихся в сторону задней части повозки — с другой.
Опять-таки, несомненное мастерство К. Алтынбекова и сотрудников его организации (Научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым») сводится на нет неумолимым фактом отсутствия каких-либо изображений подобного устройства перильной системы в археологической и исторической летописи колесницеведения — золотые руки ремесленников отданы на откуп дурным псевдонаучным фантазиям псевдоархеологической псевдоинтерпретации В. А. Новоженова.
Между тем последний вывел своё псевдонаучное детище на новый уровень — в 2020 г. полноразмерная модель псевдореконструкции «колесницы» синташты-петровки-алакуля Новоженова–Алтынбекова образца 2014 г. была установлена на одной из улиц Алматы.
[1] Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии / cост. В. А. Новоженов; гл. ред. А. В. Епимахов. — Алматы: Остров Крым, 2014. — С. 100–109 и Рис. 68.
[2] Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. — С. 100–101.
[3] Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. — С. 101.
[4] Новоженов В. А. Колёсный транспорт эпохи бронзы урало-казахстанских степей. Краткий обзор источников // Вопросы археологии Центрального и Северного Казахстана. Сборник научных трудов (междуведомственный). — Караганда: Карагандинский государственный университет, 1989. — С. 110 и 115.
[5] Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. — С. 101.
[6] Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. — С. 107.
Прорисовка могильной ямы кургана 1 могильника Сатан, Центральный Казахстан (публикация Novozhenov, 2012)[1]
[1]Novozhenov Victor A. Communications and the Earliest Wheeled Transport of Eurasia. Edited by E. E. Kuzmina. — Moscow: Taus Publishing, 2012. — P. 191, Fig. 103A.
Псевдореконструкция андроновской колесницы (по Новоженову и Алтынбекову, 2014)[1]
[1] Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии / cост. В. А. Новоженов; гл. ред. А. В. Епимахов. — Алматы: Остров Крым, 2014. — Рис. 68; [Электронный ресурс:] https://scontent.fhrk1-1.fna.fbcdn.net/v/t1.6435-9/109098837_2433630253596670_7581244619690594730_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-3&_nc_sid=973b4a&_nc_ohc=rQd8s4wHXvIAX9wnXnE&_nc_ht=scontent.fhrk1-1.fna&oh=88c581f66d2dea5f9d7aba272913cccf&oe=60B87B39.
Материализованная псевдореконструкция синташтинско-петровско-алакульской колесницы (по Новоженову и Алтынбекову, 2014), 2020 г. Фотографии взяты из открытых источников сети Интернет[1]
[1] [Электронный ресурс:] https://scontent.fhrk1-1.fna.fbcdn.net/v/t1.6435-9/124191774_2737501849910605_2241441662727271572_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-3&_nc_sid=973b4a&_nc_ohc=eOXYevNv-P4AX-Vwnqc&_nc_ht=scontent.fhrk1-1.fna&oh=1fd49ac4829e4a3581bc801987e83c64&oe=60B6196E;
[Электронный ресурс:] https://scontent.fhrk1-1.fna.fbcdn.net/v/t1.6435-9/123958775_2737503069910483_5379273252632954215_n.jpg?_nc_cat=107&ccb=1-3&_nc_sid=973b4a&_nc_ohc=dYfq3-eZXSUAX_yqutj&_nc_ht=scontent.fhrk1-1.fna&oh=b7326c08f9d80bc8c587c65c9940c582&oe=60B56E35.
Материализованная псевдореконструкция синташтинско-петровско-алакульской колесницы (по Новоженову и Алтынбекову, 2014), 2020 г. Фотографии взяты из открытых источников сети Интернет[1]
[1] [Электронный ресурс:] https://scontent.fhrk1-1.fna.fbcdn.net/v/t1.6435-9/124015116_2737501489910641_3418230254684290604_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-3&_nc_sid=973b4a&_nc_ohc=2mPY0gxl30gAX9t1q5Z&_nc_ht=scontent.fhrk1-1.fna&oh=c0b3233d21601fad489e25f9043031b7&oe=60B5C9A2;
[Электронный ресурс:] https://scontent.fhrk1-1.fna.fbcdn.net/v/t1.6435-9/123912881_2737502733243850_5181253517879552693_n.jpg?_nc_cat=107&ccb=1-3&_nc_sid=973b4a&_nc_ohc=vg3BxPfpgNUAX8h8X_E&_nc_ht=scontent.fhrk1-1.fna&oh=b9484b146266322e953377cd25147823&oe=60B73E5A.
Текст и иллюстрации приводятся по изданию:
Семененко А. А. Лернейская гидра: псевдонаучная псевдоколесничная псевдоархеологическая псевдореконструкция СНГ и данные объективного исследования. — Воронеж: Электронная монография на правах рукописи, 2021. — 608 с., 65 + 487 илл. — ISBN 978-5-6043336-4-8.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 1.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 2.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 3.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 4.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 5.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 6.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 7.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 8.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 9.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 10.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 11.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 12.