Привет, я Елена, живу в Доминикане, сейчас провожу каникулы в России и не сижу на месте. Прежде, чем начать рассказ о своих перемещениях, считаю нужным рассказать, почему они происходят именно таким образом.
Моя первая поездка автостопом случилась, когда мне было 19 лет. Друзья сказали: "Давай попробуем" - и мы попробовали. В составе два парня и девушка. Сейчас вспоминаем и думаем: "Вот придурки-то - такую тусу мало кто увезёт, двоих-то не всякий везти готов". Но всё-таки куда-то там доехали. Хоть и не с первой попытки. )))
Что самое любопытное - тогда для всех троих это был первый автостопный опыт. Впоследствии каждый из нас в одиночку исходил энное количество экваторов.
Кто не в курсе, у хиппи когда-то была традиция за каждую пройденную автостопом тысячу километров нашивать себе на котомку звёздочку. Сорок звёздочек равны одному экватору (как многие помнят из уроков географии, 40 000 км - приблизительная длина окружности Земли по экватору). Я где-то на четвёртом своём экваторе забила на подсчёты и остановилась на показателе "ну, короче, до фига".
Сейчас мне уже два раза по 19 лет. То есть в автостопе я полжизни (если не учитывать, что последних 8 лет я провела на острове, где стопить некого и ехать особо некуда). В студенчестве - предпочитала автостоп из соображений экономии. Впоследствии научилась работать и зарабатывать. Потом даже неплохо зарабатывать. Достаточно чтобы позволить себе ездить поездами, и даже не всегда плацкартом. Тем не менее, до самого отъезда из России расстояния менее полутора тысяч километров предпочитала преодолевать именно стопом. Зачастую, кстати, быстрее поезда получалось. Особенно если поезд уходит и приходит в какое-то неудобное тебе время.
А в годы, когда не со всякой банковской карты можно было приобрести билет (не помню, в чём там была разница, но у меня в 2009-2012 была именно такая неправильная карточка зарплатного банка на работе), перед поездкой на поезде следовало отстоять длиннющую очередь в кассы вокзала. Специально едешь (не в день поездки - в день принятия решения о ней), волнуешься, чтобы один из последних билетов, которые ты перед выходом из дома видела на сайте РЖД, но не могла купить онлайн, не купили стоящие в очереди перед тобой. Стресс, потеря времени - иногда, как у кассы выяснялось, уже напрасная - мне было проще в это даже не ввязываться - просто в нужный мне день выйти на дорогу и поднять руку.
У тех, кто никогда не пробовал, первый вопрос: "Не боишься? Сейчас ведь опасно!" Во-первых, кто боится, тот сидит дома. Или на поезде едет. Чингисхан говорил: "Боишься - не делай. Делаешь - не бойся". Кстати, сделать достаточно раз - дальше как-то и не вспоминается, что типа надо чего-то бояться. Это просто становится не менее естественным, чем тот же поезд. А если и поезда в твоей жизни случались нечасто, то рано или поздно даже более естественным.
Во-вторых, по поводу "сейчас ведь опасно" - люблю в ответ спрашивать: а вы вообще можете назвать время, в которое бы, допустим, дочь матери говорит: "Поеду завтра автостопом в соседний город", а мать ей такая: "Конечно, езжай - сейчас ведь безопасно!" На протяжении всей известной нам отечественной истории никто из мною опрошенных не назвал такого времени. Всегда было "сейчас ведь опасно". А раз оно всегда, значит зачем здесь вообще понятие "сейчас"? Просто любое путешествие относительно сидения дома слегка опаснее. Смотрим предыдущий абзац: боишься - не едь, едешь - не бойся.
Ещё популярный вопрос: "Ну, ты же женщина, а подвозят мужчины..." Лично для меня дорога - это не про "You're a woman, I'm a man" - это про водителей и пассажиров. Если в процессе разговора выясняется, что мой собеседник считает иначе, то он при желании без особого труда найдёт себе единомышленниц. Просто не в моём лице. Как и я найду тех, кто думает как я. Любой адекватный собеседник в состоянии это понять, особенно если вы умеете красноречиво излагать. А неадекватные - встречаются везде: в офисе, в спортклубе, в лифте, в палисаднике... Концентрация везде примерно одинакова - и по собственным лифтам и палисадникам сами можете подтвердить, что не кишмя кишит. На дороге их даже меньше, особенно среди тех, кто выехал по работе и думает, прежде всего, как бы груз в срок доставить.
А если в процессе разговора в чём-то с водителем не сошлись - транспортное средство всегда можно поменять в середине пути. Для меня это только преимущество автостопа перед поездом, где несимпатичного попутчика придётся терпеть до конца без особых вариантов.
По поводу скорости - как показала практика, при путешествии в популярных направлениях средняя скорость передвижения автостопом (я рассказываю для варианта 1Ж - вдвоём будет всегда медленнее, одного парня тоже берут менее охотно, чем одну девушку) - километр в минуту. То есть 60 км/час. Где-то долго простоишь, зато потом поедешь со скоростью 90 или даже быстрее - то на то и выйдет. В совсем уж непопулярные направления я за все своих "до фига" экваторов пока так и не совалась (я езжу в гости или по делам - а приглашают всё из густонаселённых мест) - но знаю, что там имеет смысл закладывать скорость пониже раза в два.
Ещё одно место-исключение - горный перевал Джубга - Адлер. Не была там после 2011 года - к олимпиаде 2014 года дорогу должны были всячески модернизировать, но на момент последнего моего путешествия фактическая скорость передвижения по серпантину ненамного опередила заложенную 30 км/час.
А однажды довелось проехать там в снегопад на легковушке с летней резиной. Вот тут все планы можно выбросить: ждёшь грейдер с посыпкой камней и едешь за ним первой же машиной - уже второй рискуешь не пройти. Вместо 6 часов ползли 12 - зато в процессе подружились с водителем, он помогал мне искать в Адлере временное жильё - в итоге жила я в его же доме, мы каждый вечер вели разговоры за жизнь и впоследствии не раз созванивались. А две сказанных этим дядькой житейских мудрости мне тогда очень помогли в решении моих личных вопросов и ещё долго висели у меня на шкафу, написанные маркером на тетрадном листе.
Ещё был случай, когда в дороге слово за слово выяснилось, что у водителя (не фуры - ехал на своей машине из Москвы встречать заграничных друзей, которые смогли достать билеты только в аэропорт Питера) оказался день рождения в один день со мной. Так друг друга в телефон и записали: имя и дата. Потом в Москве не раз созванивались, думали, как бы встретиться, чтобы и не тет-а-тет, и увлекательно. Потом мне позвонила одна приятельница - леди не без своих тараканов, которых многие сторонятся - она заказала большой стол в ресторане на свой день рождения, но у всех приглашённых нашлись веские причины проигнорировать мероприятие. Тут как раз позвонил этот дядька. "Спасай, " - говорю, - "с этой гражданкой наедине ужинать ещё более неловко, чем с тобой". Так и сходили - он цветы принёс, я подарок, кто-то всегда вовремя разбавлял неловкое молчание. С тем дядькой впоследствии ещё не раз созванивались, но встретиться уже не вышло: я сперва в Питер жить вернулась, потом и вовсе в Доминикану уехала.
Ещё один раз водитель крутого джипа (ехал в Москву из окрестностей Вологды, где у него парашютный клуб) оказался блогером. Интересным - долго читала, потом он сменил площадку и потерялись.
Да даже если вы с попутчиком никогда больше не встретитесь и не созвонитесь - я считаю, что случайности не случайны. Мироздание по своей хитрой схеме подкидывает собеседников друг другу, иногда очень вовремя. Зададут тебе какой-то неожиданный вопрос - пока будешь искать ответ, мысленно найдёшь заодно ещё три вопроса, а на них уже самой себе дашь три ответа, о которых без первого вопроса и не задумалась бы никогда.
Недавно меня буквально на 60 км от поворота до поворота подвёз один парень - неделю назад ушёл от жены, теперь ехал к ней на дачу навестить маленького ребёнка. Жаловался: "Вот смотри - я ей вот так, а она мне вона как... А я ей вот, а она мне вона! Вот ты бы разве... Да? И ты тоже? То есть вы бы практически все вот на это тоже... Да? Ох, ничего себе..." Я не посланник свыше, но, возможно, с женой парень в результате помирился. Или хотя бы что-то для себя понял на будущее.
В общем, я всегда была за автостоп. Даже когда выбор был. Сейчас же, когда я провожу каникулы в России после полутора лет на острове, где без туризма работы не осталось, мне остаётся только благодарить мироздание. Как прекрасно совпало, что я умею путешествовать автостопом и люблю это занятие! Без него мои перемещения по стране в условиях ограниченных финансов могли бы стать проблемой, а так езжу и наслаждаюсь видами. Некоторые видео, снятые в дороге, вы скоро увидите на этом канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Спасибо что читаете меня!
Ваша Елена.