Найти тему
Альфа Автоподбор

Тёмное прошлое владельцев БМВ или тайна семьи Квандт, о которой все молчат

Завод BMW в Баварии
Завод BMW в Баварии

БМВ является самым продаваемым в мире автомобильным брендом в сегменте премиум. Формально, заводы принадлежат материнской компании BMW AG, в собственности которой также находятся предприятия по производству Mini и Rolls-Royce. 

Кто же владеет этой компанией, с огромной капитализацией, с самыми передовыми разработками и более чем 100 летней историей? Об этом мало кто знает, потому что реальные владельцы БМВ десятилетиями пытались оставаться в тени и прятаться за названиями юридических лиц, но после изменений в середине двухтысячных годов в законодательстве Германии завеса тайны немного приоткрылась.

БМВ Х6 2020
БМВ Х6 2020

Сегодня мы поговорим об одной из самых богатых и загадочных семей мира, которая владеет сверхприбыльным автомобильным концерном, но о них практически ничего не известно. Члены этой семьи не появляются на открытых собраниях акционеров БМВ, не дают интервью, не устраивают шумных свадеб и дней рождений, не ведут социальных сетей. С чем связана такая суровая дисциплина, и почему в отличии от большинства современных миллиардеров, имеющих легальный бизнес, которые весьма публичны - эта семья продолжает избегать попадания в медиа любой, даже самой микроскопической информации о своих членах? Что это за тайное общество? На все это есть веские причины, о которых мы сегодня подробно расскажем. Итак поехали!

Слева на право Сюзанна Клаттен, Йоханна и Штефан Квандт
Слева на право Сюзанна Клаттен, Йоханна и Штефан Квандт

Фамилия этих загадочных владельцев мало кому известна не только в России, но и во всем остальном мире. Квандт (Quandt) - самая богатая семья в Германии. Их, только официальный, капитал превышает 30 миллиардов евро. Об их истории не так много известно. Обычно на сайтах крупных семейных компаний имеются душещипательные истории истории успеха, а-ля Генри Форд: когда промышленник поднялся с самых низов, благодаря смекалке, врожденному таланту и трудолюбию. Однако, на официальных сайтах БМВ подобной информации про их владельцев вы не увидите. Что это? Аристократическая скромность или им просто есть что скрывать?

Бор-Хомбург
Бор-Хомбург

Штаб-квартира семьи на протяжении десятков лет находится не в столице, или каком-нибудь финансовом центре Германии, а в небольшом курортном городке Бод-Хомбург, с населением чуть более 52000 человек. Именно оттуда семья управляет своими предприятиями.

 На сегодняшний день корпорация БМВ является самой прибыльный в мировом автобизнесе. 53 процента ее акций находятся в свободном обороте и принадлежат обычным акционерам. 47 процентов находятся под контролем Квандтов и все предложения о продаже, хотя бы небольшой части своей доли они, в категоричной форме отвергали. На заводах компании во всем мире работает более 100 000 сотрудников. Годовой объем продаж превышает 60 миллиардов евро. Неформально главой империи БМВ до 2015 года была Йоханна Квандт. Кто она такая и откуда такое колоссальное богатство? Йоханна унаследовала его от мужа Герберта Квандта - сына основателя концерна по производству аккумуляторов - AFA, более известного нам, как Varta.

Герберт Квандт
Герберт Квандт

Отцом Герберта и основателем империи Квандтов был скандально известный немецкий промышленник Гюнтер Квандт, но обо всем по порядку.

Сын Йоханны - Штефан помимо БМВ владеет фармацевтической корпорацией Delton AG. Его сестра Сюзанна Клаттен - самая богатая женщина Германии, долгое время ей единолично принадлежал производитель медицинских препаратов Altana. В 2006 году была произведена дополнительная эмиссия акций на 4,5 миллиарда долларов для свободного обращения, эти деньги достались владельцам компании, в виде дивидендов, однако к 2009 году Сюзанна их почти полностью выкупила.

Сюзанна Клаттен
Сюзанна Клаттен

 Корпорация БМВ не всегда была столь успешной, как сейчас. В послевоенные годы она находилась на грани банкротства. В этот период Герберт Квандт решил выкупить проблемное предприятие, и именно он сыграл главную роль в создании нынешней сверхприбыльной бизнес-модели BMW. Достоверно известно, что в середине 20 столетия, ещё до покупки тонущего концерна, он уже был самым богатым человеком Германии. Под управлением Герберта Квандта BMW стала огромной компанией и одним из главных источников нынешнего богатства его загадочной семьи, по крайней мере Квандты все делали для того, чтобы в Германии именно так считали. Герберт умер в 1982, когда ему был 71 год и BMW AG вместе с другими активами перешли под управление его вдовы Йоханны Квандт. 

Йоханна Квандт
Йоханна Квандт

Хотя никакой официальной информации о происхождении состояния Квандтов в течение нескольких десятков лет после окончания Второй мировой войны не было, неофициально, многие жители европейского континента поговаривали о том, что за этими огромными деньгами стояли тысячи загубленных жизней. Так откуда у Квандта появились такие финансы, что он смог выкупить практически разрушенную компанию БМВ, погасить все долги и сделать её признанным мировым лидером в автомобилестроении? 

Автозавод БМВ
Автозавод БМВ

Лишь по крупицам архивной информации, уже в 21 веке стало известно, что главным источником богатства семьи Квандт являлся рабский труд узников концлагерей, в ходе второй мировой войны. Согласно выводам историков, именно труд подневольных заключённых стал основой состояния Квандтов и их нынешнего финансового благополучия, отсюда и такая таинственность, и загадочность этой семьи. Однако сами Квандты, 60 лет, вплоть до 2015 года не признавали этих фактов, не выплачивали компенсаций родственникам и самим пострадавшим на их производствах.

Во время войны, тысячи подневольных работников трудились на Герберта Квандта и его отца Гюнтера. Почему им это было позволено? А потому, что Квандты производили аккумуляторы, а также оружие и боеприпасы для немецкой армии. Каждая лодка, корабль, ракета и любые самоходные машины были укомплектованы их батареями. Сам Герберт Квандт отрицал рабский труд на своих предприятиях во время войны, говорил, что если такой труд и имел место, то он об этом не знал. Звучит, мягко говоря, неправдоподобно, когда владелец предприятия, не знает кто работает в его бизнесе, каковы расходы на зарплату и содержание трудового коллектива. К тому же, именно в обязанности Герберта входил рекрутинг новых работников. Как следует из немецких архивов, набор новых сотрудников в концлагерях производился, исходя из мускулатуры, силы и других показателей физического здоровья заключённого.

Гюнтер Квандт
Гюнтер Квандт

Формально, аккумуляторные заводы и концентрационные лагеря не были единым целым, однако они тесно сотрудничали и являлись частью эффективной системы управления, приносящих владельцам – Квандтам огромные деньги. Сами лагеря контролировались подразделениями СС и строились таким образом, чтобы находиться недалеко от производственных мощностей – фактически это были лагеря при заводах. При производстве аккумуляторных батарей, заключённые не имели специальных защитных костюмов и ежедневно получали серьезный вред здоровью. Почти все работники были отравлены парами свинца, в той или иной степени, и даже те, кто выжил, страдали от последствий всю оставшуюся жизнь. 

Повторимся, что члены семьи Квандт до 2015 года отрицали все эти обвинения, считая главным доказательством невиновности, что ни Герберт Квандт, ни его отец Гюнтер не были осуждены союзниками после Второй Мировой войны. Также Квандты утверждают, что им не было предъявлено не только уголовных, но и гражданских исков за всю их производственную деятельность во время войны. 

Йоханна и Гюнтер Квандт
Йоханна и Гюнтер Квандт

Однако, все эти годы историки продолжали утверждать, что Гюнтер Квандт был одним из фигурантов списков военных преступлений. Вместе с ним проходили по делу и другие промышленники, сотрудничавшие с нацистским режимом - Альфред Крупп и Фридрих Флик, которые впоследствии были осуждены. Но каким-то невероятным образом, в один момент Квандт просто исчез со скамьи подсудимых. 

Прокурор по «Нюрнбергскому процессу» Бенджамин Ференц в одном из интервью говорил, что Квандт был причастен к деяниям, в которых его обвиняют, ему просто удалось как-то проскользнуть, он не был оправдан. Также Ференц считает, что Гюнтер прекрасно понимал, на что он отправляет людей, которые у него работали на заводах. 

Прокурор Нюрнбергского трибунала Бенджамин Ференц
Прокурор Нюрнбергского трибунала Бенджамин Ференц

В период между двумя мировыми войнами, Гюнтер Квандт, воспользовавшись сложным экономическим положением и огромной инфляцией, скупал один бизнес за другим, практически за бесценок. Также, пользуясь покровительством нацистского режима, Гюнтер фактически отжимал предприятия у других европейских промышленников, особенно евреев. В первую очередь это были организации, которые также занимались производством аккумуляторных батарей. Несмотря на фантастическое богатство, вторая жена Гюнтера - Магда, в браке с которой у них родился сын, долго не смогла терпеть совместную жизнь с Квандтом и вскоре попросила о разводе. Она сравнивала свою жизнь с золотой клеткой. Она могла пользоваться всеми благами богатого дома Квандтов, но своих денег у неё не было, также не раз она обвиняла Гюнтера в излишней жадности. 

Магда Квандт, более известная под фамилией Геббельс
Магда Квандт, более известная под фамилией Геббельс

После развода Магда вышла замуж за главу фашистской пропаганды - Йозефа Геббельса. Фактически, Гюнтер Квандт сам способствовал развитию их отношений. Даже свадьба Магды с главным фашистским пропагандистом состоялась в летней резиденции Квандта - Гуд-Северин. Как ни странно, Геббельс стал покровителем (а по факту «крышей») Гюнтера Квандта, не раз спасая его от уголовного преследования за экономические преступления. Дабы не раздражать своего нового покровителя Гюнтер мало того, что предоставил свой дом для бракосочетания новой семье, но и практически перестал общаться с младшим сыном - Харольдом. Геббельс хорошо относился к приемному ребенку.

Северин - летняя резиденция Гюнтера Квандта
Северин - летняя резиденция Гюнтера Квандта

Впоследствии его фотографии появлялись на пропагандистских плакатах. Внешность Харольда представлялась, как образец для истинного арийца. 

Харольд Квандт в детстве.
Харольд Квандт в детстве.

Но все же, всё тайное становится явным. Со временем стало известно, что Квандт являлся не просто промышленником, а находился в первых рядах Третьего рейха и представлял, скажем так, деловое или финансовое крыло этой системы. Во время попытки устроить новый мировой порядок, он старался быть как можно ближе к руководству нацистов, и всячески выказывал свою солидарность с ними. Впоследствии, все же просочились данные, почему Гюнтер Квандт избежал правосудия после победы союзников над нацистами. Согласно документам «Нюрнбергского процесса», он был признан последователем нацистской идеологии, но не участником и соучастником непосредственных преступлений третьего рейха. Однако в настоящее время точно известно, что он как минимум, наживался на нацистских преступлениях.

Умер Гюнтер Квант в 1954-м году. Уже после его смерти историки, по архивным данным (это было очень сложно сделать, так как немецкие архивы находились на территориях подконтрольном разным союзником) установили, что он был не одним из самых влиятельных, а самым влиятельным промышленником нацистов. После очередной смены власти в 1933-м году, Квандт усиленно искал себе новых покровителей, и после большого пожертвования, нашел их в лице фашистов. Как свидетельствуют архивы, уже в годы второй мировой войны, в оккупированной Европе, с использованием войск третьего рейха, Квандт просто совершал рейдерские захваты аккумуляторного бизнеса где только мог: во Франции, Австрии, Люксембурге, а кто отказывался ему передавать акции – были тут же арестованы СС. На новых европейских заводах Квандта также работали заключённые, с отравляющими веществами, и никто им не предоставлял защитную одежду. Финансово Гюнтер Квандт, как никто, был заинтересован немецкой агрессии, во-первых, чем больше воевала Германии, тем больше он производил аккумуляторов и вооружений, во-вторых, с захваченных территорий постоянно поступали новые заключенные и открывались новые производства.

Село Штайнберг Германия
Село Штайнберг Германия

Когда союзники стали брать верх – в 1945 году Гюнтер, понимая, что его ждёт уголовное преследование спрятался в селе Штайнберг. Этот населенный пункт входил в зону влияния американских союзников, после захвата и последующей оккупации Германии. Получилось так, что на судебный процесс над фашистами его просто не могли официально вызвать, так как он не был доступен для той системы, которая занималась нацистскими преступниками (Нюрнбергский процесс). Более года Квандт скрывался в Штайнберге, но в 1946 году его все же арестовали американцы. Однако, так уж получилось, что львиная доля документов, доказывающих связь семьи Квандтов с нацистской Германией, хранилась в британской зоне оккупации, а процесс над военными преступниками проводился в Нюрнберге, и тут, по какой-то причине англичане не стали направлять туда доказательства причастности Квандта, что в конечном счете помогло ему избежать наказания. 

Так почему же британцы не передали эти документы в Нюрнберг? А дело в том, что на захваченной ими части Германии находился завод АФА, (нынешняя Varta). Британцы могли забрать оборудование, например в виде репараций, однако не стали этого делать. Оказалось, что незадолго до прихода союзников в Германию, завод был модернизирован, с финансированием проблем не было, и они не только не стали забирать себе производство, а после войны сразу заключили крупные контракты с Квандтом. Союзники также нуждались в аккумуляторах, и понимали, насколько стратегически важным являются предприятия Гюнтера. Таким образом, именно из-за заинтересованности британцев, Герберт и Гюнтер Квандт избежали какого-либо преследования за содеянное в годы второй мировой войны. Из-за важности его заводов для западных стран, связи Гюнтера Квандта с нацистами просто игнорировались, а Герберт продолжил руководить предприятием, так как англичане считали, что он сможет организовать и обеспечить бесперебойность своего производства, но уже в их интересах.

Нюрнберг, Германия
Нюрнберг, Германия

Сам же Гюнтер описывал себя, как жертву нацистских преследований, якобы его заставляли работать на гитлеровскую Германию и у него просто не было выбора. 

В 1998 году, по результатам одного из судебных процессов, организованных узниками концлагерей, компания БМВ присоединилась к организациям, выплачивающим компенсации подневольным работникам в годы войны. Однако, вопреки расхожему мнению, Квандты, на тот момент, продолжали отвергать все обвинения в причастности к нацистским преступлениям. Они лишь сообщили, что так как концерн БМВ, который им во время войны не принадлежал, все же имел отношение к использованию бесплатной рабочей силы, поэтому они помогают жертвам нацистов и их родственникам. На протяжении второй половины 20 века, активисты не раз пытались установить памятники жертвам концлагеря, находящегося рядом с заводом АФА, но эта земля принадлежала заводу Varta, а следовательно, Квандтам, и они отказали в размещении мемориалов на их территории.

Завод Varta в Германии
Завод Varta в Германии

Семья Квандт десятилетиями вообще никак не комментировала свою деятельность в период войны. Комментарий в 2005 году дал лишь сын Герберта – Свен Квандт. Он сказал, что очень сильно сомневается в том, что его родственники сотрудничали гитлеровской Германией, да и вообще нынешнее поколение Квандтов не жило в то время, а как все было на самом деле неизвестно, и они не должны чувствовать ответственность, за то, о чем не знают. Свен заявлял, что уверен, что в основе их состояния лежит труд и деловая хватка его отца и деда, и многое из того, что им приписывают просто выдумка.

Однако, длительное молчание все больше раздражало европейскую общественность и градус терпения поднимался все выше, после чего семья Квандт, пребывая под непрерывным давлением, особенно со стороны еврейских организаций, в 2011 году решила нанять независимое агентство, для исследования истории своей семьи в период второй мировой войны. По результатам изучения тысяч архивных записей причастность Квандтов к военным преступлениям в годы нацистской Германии подтвердилась. Они были вынуждены признать факт сотрудничества с нацистским режимом и принести официальные извинения.

Йоханна Квандт
Йоханна Квандт

В 2015 году, на 89-м году жизни, Йоханна Квандт ушла из жизни, а ее долю в BMW AG разделили дети Штефан и Сюзанна. До настоящего времени они совокупно владеют 47 процентами акций, но несмотря на отсутствие контрольного пакета, имеют полный контроль над компанией, так как остальные 53 процента принадлежат разрозненным акционерам.

Благодарим вас за внимание, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии.

Авто
5,66 млн интересуются