При словах медитация, медитативные практики, чаще всего представляется эзотерика, йога, всякие восточные учения и тому подобное. Казалось бы, ну что может быть общего у медитации и науки, на первый, поверхностный взгляд? Ведь наука призвана изучать и доказывать, пользоваться лишь тем, что научно. Всякие необычности, ведь, это не наука? На самом деле, медитация является вполне обоснованной с точки зрения наук о мозге (психологии, нейробиологии, физиологии) практикой. В этой статье разберёмся, как это так и почему, а также будут даны рекомендации по медитации для всех моих уважаемых читателей
Дорогие читатели. Рад приветствовать вас на канале "Психология человеческих различий". Это научно-популярный канал, посвященный психологии и наукам о мозге, а также иным смежным направлениям и учениям. С одной стороны я стараюсь освещать темы максимально доступно, но при этом придерживаясь научных фактов, исключая какие-либо лжеучения и т. д. С другой стороны, это не канал скептика: очень многие явления в психологии иначе как чудесами не назовёшь, но если разобраться - всё встанет на свои места. Сегодня как раз такая тема!
Что такое медитация, если без шелухи?
Я попробую дать строгое и научное определение, которое принято в Психологии. Медитация - это длительное и тщательное размышление о том или ином предмете, явлении, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности, когда посторонние мысли и объекты не проявляются в сознании медитирующего. Иными словами, это особая практика, вызывающая изменённое состояние сознания, позволяющее сконцентрироваться всеми мыслями на той или иной теме, объекте. Пока что всё звучит вполне научно. Другое дело, что знания об этой практике проникали в наше общество чаще всего с Востока. Вся беда в том, что любое полезное знание в нашей жизни может покрываться так называемой "шизой": информационным наростом, с одной стороны приукрашивающим свойства предмета, но с другой стороны, часто не имеющим общего ничего с реальностью. Пример шизы: обычный пластырь, останавливающий кровь уже просто так не продашь, но если сказать, что он сделан из особых наноматериалов, разработанных для космоса, то точно на это кто-нибудь клюнет. Расширится таким образом потенциальная аудитория. Другое дело, что товар может быть и правда хорошим; и да, его действительно могли делать для космонавтов. Тут еще важна манера преподнесения. Похожая история происходит с медитацией: в принципе, вполне прагматичные, светские практики, имеющие под собой вполне научный, биологический и физиологический базис, облекли в особую духовную оболочку. Духовная оболочка в таком случае выступает в качестве шелухи. В итоге получаем дар (само учений), но с ним в качестве расплаты получаем и всё остальное: для кого-то хорошее, для кого-то не очень
80-е и 90-е годы - особый период в отечественной истории
Да, это был особый период. После долгого информационного голода в предшествующие годы, а также из-за того, что стало можно обо всём писать (к тому же многие источники информации появились, открылись) на страну хлынули бурные потоки информации. Стало много говориться о восточных единоборствах, о йоге и тому подобных практиках. В фильме "Любовь и Голуби" можно увидеть отголоски происходящего по увлечениям Раисы Захаровны и её разговорам с главным героем. Преимущественно, массы узнали о медитации именно в те годы. И именно с того периода возникла стойкая стереотипная ассоциация, что медитация - это всегда в позе лотоса, как на фотографии ниже:
Сразу отмечу, что конечно про медитацию, аутотренинг, настрои, различные психотехники те, кому надо, знали и раньше. Это не были какие-то табуированные темы, в отличие от тех же единоборств, просто не было того, что сейчас называют хайпом.
Изучалась ли медитация учёными? Есть ли научные обоснования этих практик?
Медитация и изменённые состояния сознания изучались учёными с давних пор. Причём, это происходило и на Западе, и в СССР. Если конкретно говорить про нашу страну, то у нас существенный прорыв в том, чтобы признать медитацию "законной психологической практикой", доказать её пользу, обосновать научно её основы и принцип работы, был сделан ленинградскими учёными-психологами: Игорем Павловичем Волковым, Сергеем Гагониным, ну а также моим Учителем, Вадимом Шлахтером. На самом деле, учёных, занимающихся этой темой, было больше - почти все они из Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда). Интересный факт, но у нас тема медитации изучалась спортивными психологами. Так получилось, что советская наука изучала возможность использования различных психологических практик, психотехнологий и психотехник в спорте и психологии высоких достижений. Эти две темы неразрывно связаны. Более того, изучалась возможность использования всего этого багажа в педагогике, в технологиях развития (саморазвития) личности - того, в чём мы отчаянно нуждались и всё ещё нуждаемся. Должен отметить ещё такую тему, если кому интересно, что если в Москве в советские годы делалось много исследований мозга, осваивались нейронауки и т. д.; то в Ленинграде/Петербурге изучали применение всего этого на практике, в том числе довольно необычные методы. Не буду сильно заостряться на теме истории советской психологии именно сегодня, но факт есть факт: у нас много чего интересного и важного делалось в стране, что в советские годы, что в современной России, в области психологии и психологических технологий.
Вернёмся к теме медитации. Что же удалось выяснить учёным? Коротко: проводились всестороннее изучение и исследование предметной области; также, учёные очищали медитативные практики от "шелухи". Всё это всячески систематизировалось и анализировалось.
Мозговые механизмы медитации
Головной мозг человека - саморегулирующаяся, постоянно развивающаяся и адаптирующаяся система. Исследования медитации показали, что медитация вызывает изменения на всех уровнях функционирования человека: от психического уровня, до молекулярного. Важно отметить, что изменение, реакции на одном уровне влекут за собой изменения на других уровнях, играя роль пускового механизма. С психическим уровнем, думаю, интуитивно понятно всем, но что же приключается на уровне молекулярном? Тут выяснилось много интересного: из-за гармонизированной, стабильной работы мозга происходит улучшение обмена веществ в нервных клетках. Нейроны начинают лучше проводить сигнал, лучше возбуждаться и тормозиться. На более высоком уровне, изучаемом тем же ЭЭГ (электроэнцефалограмма), выяснилось, что электрическая активность мозга у медитирующих происходит более синхронно, гармонично, слажено. Нет той дикой скачки от одного участка мозга к другому. Различные участки мозга начинают работать слажено, пульсируют, обмениваются информацией в едином ритме. Как сказал один из исследователей метко: "как солдаты на плацу".
Таким образом, медитативные техники повышают и улучшают интеллектуальные способности. Повышается качество и глубина восприятия, улучшаются внимание и память (помним, что это почти одно и то же). Происходит облегчение переходов от так называемого дедуктивного мышления к индуктивному, и наоборот. Мобилизуются резервные возможности психики. Вырабатывается глубинное чувство спокойствия, непоколебимость (у тех, кто это специально тренирует - в особенности).
Чем же всё-таки плохи восточные практики и учения?
Внимательный читатель задастся подобным вопросом. Ведь действительно, через описанное выше проходит сквозная идея: "восточные практики - что-то нехорошее". Я не могу сказать, что это что-то нехорошее. Просто есть практики рациональные, научные. Есть ещё всевозможные обёртки и антураж. Существуют вещи, которые относятся к предмету Веры, а не Науки. Одни верят в Бога, другие в богов, третьи в перерождение души и т. д., и т. п. Если пользоваться практиками восточными, а среди них в принципе много чего полезного было почёрпнуто, то неизбежно приходится принимать те или иные ДУХОВНЫЕ идеи.
Между прочим, хотя об этом мы ещё будем говорить подробнее в следующих статьях, многие религии мира имеют в своей структуре определённые медитативные практики, основанные в том числе на изменённых состояниях сознания. И что получается, из-за этого не пользоваться практиками, только по той причине, что приходится вместе с практикой ещё и разделять чужие верования? Конечно нет. По этой причине, лучше всего пользоваться психотехниками, не имеющих в своём составе ничего лишнего
Подведём итоги. Общие рекомендации
Сегодня мы не будем изучать непосредственно практики и психотехники. Этому будут посвящены будущие материалы - считайте это анонсом. Тем не менее, хотелось бы подвести итоги статьи и дать вам некоторые рекомендации на будущее.
Итак, мы узнали, что существующие воззрения у многих не соответствуют научности, её требованиям. При слове "медитация" многим представляется, из-за стереотипов, нечто вроде йоги. Между тем, у медитации в чистом виде, без примеси восточных или западных учений, вполне себе научная база и основа. Медитация активно изучалась и изучается учёными: психологами, нейропсихологами, нейрофизиологами и биологами. Медитация, медитативные практики, могут давать колоссальные эффекты для человеческой психики, особенно если этим нормально заниматься.
Какие могут быть рекомендации общего плана? Самая главная рекомендация - рациональный подход. То есть отметаем всю шелуху, "шизу". Берём только полезное из любого учения. Смотрим на то, что за база стоит за той или иной практикой. Гигиена очень важна в этом плане, но только не физическая, а психологическая, информационная. Единственное, не надо впадать в другую крайность, отвергать то или иное учение, потому что по внутренним субъективным ощущениям оно кажется чужим, неправильным, противоречащим установкам. Иначе с водой из таза выплеснем и ребёнка
Ещё из рекомендаций - систематические занятия. Эпизодические занятия интересны яркостью переживаний, но при этом качество эффекта падает. При этом всегда нужно подбирать те занятия и практики, которые более всего подходят именно вам. Бывает, что одному совершенно не зашла какая-то отдельная практика, психотехника, но прекрасно зашла другая. Это можно выработать, понять только методом проб и ошибок
Удачи и успеха всем в Саморазвитии и Самопознании!
Надеюсь, что сегодняшний материал оказался для вас полезным. Буду рад комментариям и вопросам