Найти в Дзене
Leader-ID

Развеиваем мифы о новом электрокаре от КамАЗа

Оглавление

Мы пообщались с людьми, которые разрабатывали первый электроавтомобиль для КамАЗа. Это ведущие инженеры питерского политеха Павел Цветков и Алексей Тарасов. Созданная ими машина получила название «Кама-1». Прототип отличается необычным дизайном и размерами: электрокар окрестили «новой Окой».

Почему она такая маленькая?

Разработчики решили проектировать машину А-класса (mini cars) в основном по экономическим причинам. Стоимость электроавтомобиля для массового потребителя пока остается высокой, и «Кама-1» больше ориентируется на крупные компании с большим автопарком. Помимо логистических компаний это каршеринг. Для этой сферы нужен недорогой и компактный автомобиль, который легко эксплуатировать в большом городе.

Первым электромобилем от КамАЗа стал небольшой кроссовер с длиной кузова 3,4 и шириной 1,7 метра
Первым электромобилем от КамАЗа стал небольшой кроссовер с длиной кузова 3,4 и шириной 1,7 метра

В «Каму-1» заложили возможность трансформации в пятидверный автомобиль B-класса.

Сделать из компактного электрокара машину с большей колесной базой проще, чем идти в обратную сторону.

Несмотря на небольшие размеры, у «Камы-1» отличная динамика. Машина с электробатареей объемом 33 кВт/ч, а также электрическим двигателем мощностью 80 кВт разгоняется до сотни за 6,8 секунды, предельная скорость — 150 километров в час.

Так выглядит схема посадки пассажиров в машине
Так выглядит схема посадки пассажиров в машине

«Такой двигатель выбрали для унификации возможного модельного ряда машин. Архитектура автомобиля позволяет электронно ограничивать максимальный крутящий момент двигателя и настраивать кривую момента. Например, для каршеринга автомобиль может быть искусственно ограничен по мощности. Но при этом ничто не мешает выпускать версии с большей доступной мощностью двигателя», — объясняет решение Алексей Тарасов.

Где нашли двигатель

В «Каме-1» двигатель стоит сзади, привод тоже задний. При такой компоновке багажник обычно располагают спереди, но под капотом почти все пространство занято техническими узлами. Поэтому небольшой багажник все-таки уместили сзади.

За счет компактного размещения силовой установки разработчики сэкономили место под небольшой багажник за вторым рядом кресел
За счет компактного размещения силовой установки разработчики сэкономили место под небольшой багажник за вторым рядом кресел

Для «Камы» подходящего российского двигателя не было, проектировать его оказалось экономически бессмысленно.

Силовую установку нашли в Китае. Батарея собрана на базе ячеек Li-NMC, тоже из Китая.

Корпус с системой управления и подогрева спроектировали и рассчитали сотрудники Инжинирингового центра СПбПУ. По заданным размерам и параметрам его изготовил тот же производитель ячеек.

Почему обошлись без краш-тестов

Время и бюджет разработчики сэкономили за счет создания цифрового двойника будущего автомобиля. Цифровое прототипирование позволило с первого раза собрать электрокар, который по качеству можно считать предсерийным образцом. Прототип не просто красуется на выставках, а полностью готов к работе: его сразу же начали тестировать в полевых условиях, без проведения ходовых испытаний и опытной эксплуатации.

Так выглядит цифровой макет автомобиля
Так выглядит цифровой макет автомобиля

Цифровой двойник позволил провести большую часть испытаний виртуально.

«Использование цифровой модели не означает отказа от натурных испытаний, — уточняет Алексей Тарасов. — Но за счет применения технологии цифрового двойника мы уверены, что прототип пройдет все натурные испытания. Поскольку прототип пока изготовлен в единственном экземпляре, то испытания, которые могут привести к его повреждению, (краш-тесты) не проводились.

Среди проведенных натурных испытаний: оценка жесткости и частотных характеристик кузова и отдельных узлов, провисание и прочность навесных узлов, испытания на динамические и тормозные свойства, управляемость и устойчивость, испытания батареи в экстремальных режимах работы, циклы заряда-разряда. На изготовление мы передали уже полный набор требуемых документов и моделей».

Так выглядит виртуальный эксперимент: краш-тест с перекрытием
Так выглядит виртуальный эксперимент: краш-тест с перекрытием

Будет ли «Кама-1» беспилотной

В прототипе нет системы полуавтономного управления ADAS — Advanced Driver Assistance Systems. ADAS — это камазовская разработка, система начального уровня умеет удерживать автомобиль на дороге и предотвращать ДТП, ADAS второго уровня предполагает автономное движение по закрытым территориям. ADAS третьего и четвертого уровней означают автономное управление без вмешательства водителя.

Места под лидары на переднем бампере «Камы-1»
Места под лидары на переднем бампере «Камы-1»

«Инженеры СПбПУ полностью подготовили автомобиль под установку компонента для реализации системы ADAS, — продолжает Алексей Тарасов. — Подготовка предусматривает такое построение электронной архитектуры и конструкции автомобиля, которое позволяет электронно управлять рулевой системой, тормозной системой, парковочным тормозом и тяговым приводом».

В дизайне кузова предусмотрены места для крепления камер машинного зрения, радаров, лидаров и парктроника.

Когда можно будет купить автомобиль

КамАЗ профинансировал проектирование и получил цифровой двойник прототипа. О серийном производстве машины говорить пока рано, так как нет четкого понимания экономики этого производства.

Предполагается, что цена на электрокар составит 1–1,3 млн рублей, если завод сможет выйти на уровень выпуска 20 тысяч автомобилей в год.

Конкурентов у «Камы» мало. На рынках Европы, Китая, стран Азии и Америки автомобилей этого сегмента немного. Самые известные — Smart Fortwo Electric Drive, Fiat 500 electric, Mitsubishi i-MiEV и e.Go Life.

О серийном производстве отечественного электромобиля ходит противоречивая информация. Называют разные сроки, включая 2021 год. Однако, скорее всего, КамАЗ запустит массовое производство «Камы» не ранее чем в 2023–2024 годах.

Авто
5,66 млн интересуются