Найти в Дзене
ВТБ Авто

Из-за чего может закипеть мотор, и что делать, если это случилось

Оглавление

Разбираемся в причинах перегрева и спасаем машину, если она закипела.

Причины перегрева мотора

Отправить двигатель в красную зону можно двумя способами: забыть почистить от грязи радиаторы или упустить из виду как что-то в ней сломалось.

Перегрев мотора допускать нельзя. Он вызывает неконтролируемые изменения в конструкции, выводя его из строя. Физика контролируемого нагрева заставляет детали расширяться, но не больше размеров поле которых можно вернуться в исходную форму. Из-за сильного перегрева металл увеличивается больше, чем это рассчитано конструкцией, и после охлаждения остается с так называемой остаточной деформацией. Поэтому коробит блоки и головки цилиндров, растут поршни и появляются задиры.

Система охлаждения дала течь и тосол уходит из нее. Капли жидкости появляются на патрубках системы охлаждения, в салоне пахнет «химией», после стоянки под машиной лужа, белесые разводы появляются на деталях под капотом. Если дым из выхлопной трубы стал белым, значит тосол начал примешиваться к маслу и уходить в цилиндры — проблему надо срочно решать!

  • Ослабший ремень привода вентилятора системы охлаждения. Или неисправный датчик температуры из-за которого вентилятор работает неправильно.
  • Грязный радиатор системы охлаждения, обросший «коркой», забившей его соты. Промывать радиатор на мойке надо раз в сезон или два, если пробег небольшой. Делать это нужно с осторожностью — сильным напором можно загнуть тонкие ламели. Лучше, если есть возможность снять радиатор и «отмочить» его в воде с чистящим средством. Тогда мойка получится эффективнее. Иногда мыть с помощью аппарата высокого давления вредно: грязь из одного радиатора будет залетать в другой (в современных машинах часто бывает целый «пирог» из трех).
  • Неисправный термостат у которого «завис» упругий элемент. Часто такое происходит из-за отложений в системе охлаждения или грязной воды, которую любят заливать вместо охлаждающей жидкости. Если термостат завис на большом круге, мотору будет сложнее прогреваться. Когда тосол начало гонять по малому контуру, есть риск перегреться.
  • Неправильная регулировка системы зажигания или впрыска повышает температуру не до конца сгоревших отработанных газов, которые разогревают головку блока цилиндров. В жаркую погоду и при прочих «дополнительных условиях» вроде грязного радиатора повышаются риски перегрева.
  • Отложения в моторе снижают эффективность охлаждения, разогревая внутренние полости до опасных температур. Нагар плохо проводит тепло и снижает пропускную способность каналов охлаждения. Особенно это актуально для моторов с большим износом и повышенным расходом масла. Сюда же запишем бездумное использование различных присадок, наращивающих металлокерамический слой на поверхности цилиндров. Если перестараться, можно получить аналог отложений, только сделанных своими руками.

Причин перегрева или предпосылок к нему намного больше, но точный диагноз лучше доверить специалистам.

Что делать, если закипел мотор

Если закипели, значит сразу надо съехать на обочину и найти причину. Когда нет возможности остановиться, на низкой скорости езжайте до ближайшего места, где можно встать. Оставить все как есть и ехать дальше на перегретом моторе нельзя — последствия могут быть дорогими.

  • Выключите кондиционер — он нагружает мотор и разогревает воздух вокруг двигателя.
  • Включите печку — она заберет излишки тепла в салон.
  • Заглушите мотор и осмотрите подкапотное пространство.

На этом этапе надо решить для себя, что делать дальше: или самому пытаться устранить проблему, или вызвать эвакуатор до ближайшего проверенного сервиса сэкономив на дорогостоящем ремонте. Важно найти правильную причину, а она иногда хорошо скрыта от глаз. Тогда одного умения делать руками не хватит — нужна диагностика.

  • Осмотрите место под машиной. Если под днище натекла лужа или в салоне вдруг стал мокрым пол и появился запах, значит проблема с герметичностью системы охлаждения из которой ушел антифриз. Это самая частая поломка, которую по силам решить самому.
  • Восстановить уровень рабочей жидкости можно чистой водой, но при первой возможности ее надо полностью поменять, заделав худые места. Заливную горловину радиатора или расширительного бачка открывайте с осторожностью и только после того как дали постоять мотору минут 50.
  • Если на вновь заведенном двигателе не слышно бурления в расширительном бачке, значит можно осторожно продолжить путь на средней скорости без резких ускорений. И после этого, не дожидаясь последствий, в ближайшее время обратиться к специалистам. Бурление охлаждающей жидкости ставит крест на дальнейшей поездке.

Как можно перегреть машину

Так как про  неисправности мы уже рассказали, отдельно перечислим жизненные ситуации в которых система охлаждения автомобиля работает на всю мощность, но иногда не справляется.

  • На жаре в дорожном заторе. Излишки тепла копятся в слое застоявшегося воздуха под раскаленным капотом.
  • От большой скорости, когда двигатель работает на максимальной нагрузке.
  • На плохой дороге, когда автомобиль буксует. Мотор отдает всю мощность, а обдува нет.
  • Из-за включенного кондиционера. Он подогревает все подкапотное пространство конденсатором, и дополнительно нагружает мотор, который вынужден вращать его компрессор.
  • От повышенной нагрузки при буксировании прицепа.
  • В горах. На высоте жидкость без давления закипает раньше.