Найти тему
Рули Газуй

Автошкола 15 лет назад. Раньше было лучше?

Оглавление

Не совсем. Раньше было проще! Не лучше, а именно проще. Во всех возможных смыслах.

Расскажу и объясню на примере места, где я училась, а затем работала инструктором первые 3 года. Это была автошкола при профессиональном училище. ПУ-49 сейчас именуется «Энергетическим колледжем», и автошкола там осталась, но она в другом месте, под другим руководством и с другим названием. При многих колледжах (в прошлом ПУ) сейчас есть автошколы: они имеют довольно современное оснащение, неплохой автопарк и подчиняются всем строгим правилам ГИБДД и министерства образования. Без соблюдения таких требований автошколы не могут получить лицензию на ведение образовательной деятельности, поэтому ни одна автошкола в стране не может позволить себе быть такой, как была та, в которой я училась и работала.

Прочитав статью, кто-то, наверняка, вспомнит, что учился примерно в таких же условиях. А те, кому меньше 25 лет скорее всего будут восклицать, что невозможно нормально учиться в подобном месте ;)

Можно! Говорю же: раньше всё было гораздо проще!

Учебный класс

был примерно таким же, какие сейчас в колледжах. На нём нет смысла заострять внимание. Кроме того, что преподаватель теории был по совместительству преподавателем у ребят, которые учились на автомехаников, поэтому очень и очень много внимания уделялось устройству автомобиля. В современных автошколах такое — редкость.

Работа администратора и запись к инструкторам.

Не было никакой базы телефонов в компьютере или чатов в вотсапе. Не было электронной записи на вождение. На каждое занятие по теории приносили распечатанные графики инструкторов, и ученики сами себя записывали. Или же инструктор мог записать ученика к себе. Сначала в блокнотик, а потом уже в свой распечатанный график.

Фото моего графика 2011 года. Экземпляр был у каждого инструктора свой, где всегда были определённые пометки.
Фото моего графика 2011 года. Экземпляр был у каждого инструктора свой, где всегда были определённые пометки.

Если ученику нужно было что-то сообщить, о чём-то спросить — приходилось заходить в офис и искать телефон в заявлениях на поступление в автошколу. Если ученик был из «старой» группы, то найти телефон было проще, ведь администратор вела журнал, где были основные данные ученика. Но так как работы было очень много, то такие записи в журнал заносились с большим запозданием. Никаких смс, других сообщений — всё общение происходило только по телефону. Порой директор сам подключался к работе администратора, ведь та не могла и звонить десяткам ученикам и заниматься документами.

Учебные автомобили.

В 2007 году, когда я училась в этой автошколе, было 3 учебные машины. Две с механической коробкой и одна на «автомате». Причём с АКПП машина появилась уже во время моего там обучения. До этого работали две механики и этого хватало. Но потом всё больше людей просили «автомат», поэтому постепенно автошкола закупила ещё… одну машину на АКПП. И в конце 2010 года, когда я пришла туда работать — у нас было уже 4 машины. По две с каждым типом трансмиссии.

Те, которые были с МКПП — два японских «дедушки» Toyota Mark II 1989 года и Nissan Laurel 1987 года выпуска. На последнем я училась, на нём же и работала несколько лет, пока он окончательно не пал. И от старости, и от плохого обслуживания (государственное образовательное учреждение (ПУ) обязывало директора автошколы официально заявлять о неисправностях транспорта, заполнять кучу бумаг, прежде чем выделяли деньги на ремонт. Поэтому проще было ремонтировать самим...но на это вечно не хватало и финансов и времени, поэтому за машинами следили откровенно плохо), и от действий учеников при обучении.

Первый - Марк 2 и инструктор , второй - Лаурель и я, тоже инструктор
Первый - Марк 2 и инструктор , второй - Лаурель и я, тоже инструктор

Старенькие, праворульные, отслужившие автошколе верой и правдой несколько десятков лет! Лаурель, кстати, приехал учебным с Японии!

Очень дурацкое фото, но такое памятное :) "деловая" позирующая я и дверь Лауреля с родными надписями, сделанными ещё в Японии
Очень дурацкое фото, но такое памятное :) "деловая" позирующая я и дверь Лауреля с родными надписями, сделанными ещё в Японии

Конечно со временем в автопарк стали добавляться ещё машины. Одни ломались, другие появлялись. К 2013 году их было 6: 5 легковых и один ГАЗ-53.

После Лауреля я работала на своей машине: Honda Integra 1992 года выпуска. На МКПП, ярко-жёлтая, ко мне на вождение хотели попасть все ученики, особенно парни :)

о желании работать на своей машине я быстро пожалела, хоть это и было выгодно в плане зарплаты. Тогда я поняла, что буду работать на своей только тогда, когда она не будет единственной машиной в семье. Инструкторы поймут ;)
Моя "спортивка", на которой невозможно было НЕ хотеть учиться вождению :D
Моя "спортивка", на которой невозможно было НЕ хотеть учиться вождению :D

Автодром

— это, пожалуй самое шокирующее в этой ностальгической истории. На фото с жёлтой Хондой вы можете наблюдать выполнение упражнения «эстакада» или «трогание в подъём». Да, эстакадой на «автодроме» автошколы при ПУ-49 служил просто уклон дороги, который заканчивался зданием училища! Ученик трогался в подъём, останавливался в метре от стены здания, скатывался вниз на прямых колёсах и выполнял заново :) Инструкторы объясняли, как на самом деле будет выглядеть «эстакада» на автодроме, где предстоит сдавать экзамен, мы даже ездили туда, чтобы ученики попробовали.

Но какая разница, где отрабатывать сам навык трогания в горку с использованием стояночного тормоза? На самом-то деле разницы и правда нет. Главное — научиться!

Остальные упражнения практиковались вот здесь:

-5

Автодром — это бывшая игровая площадка жилого дома :) столб с баскетбольной корзиной. Там ещё были столбики поменьше, которые раньше использовались для натягивания бельевых верёвок. А в конце этого разбитого асфальта находилась детская площадка (справа от Лауреля виднеется её часть). Без забора или другого ограждения. После выполнения «змейки» учебные машины проезжали в нескольких сантиметрах от песочницы. Задачей инструктора всегда было не допустить касания с ней, когда за рулём был ученик. Особенно если на площадке были дети, а они там бывали часто.

Столб - как дополнительный конус на одном из поворотов "змейки"
Столб - как дополнительный конус на одном из поворотов "змейки"

И, к слову, никто ни разу не жаловался. Ни ученики, ни родители детей, которые сидели в углу автодрома и наблюдали за капотами, мелькающими рядом с их детьми. Это было нормальным, привычным. Все воспринимали такие условия обучения, вождения и работы — как норму.

Все фотографии - оригинальные, я принципиально не обрабатываю, не обрезаю, не накладываю фильтры. Чтобы вы прочувствовали атмосферу февраля 2010 года
Все фотографии - оригинальные, я принципиально не обрабатываю, не обрезаю, не накладываю фильтры. Чтобы вы прочувствовали атмосферу февраля 2010 года
Сейчас, говорят,  на этом месте автостоянка. А детская площадка выросла и отделена забором.
Сейчас, говорят, на этом месте автостоянка. А детская площадка выросла и отделена забором.

Вспоминая это всё, а также отношение внутри коллектива, отношения ученик-инструктор, глядя на эти фотографии, я и говорю о том, что раньше было проще. Всё было простым! Посмотрите ещё раз на автодром, машины, «эстакаду». Да, это всё не красивое, не современное, разбитое, устаревшее. Но тогда оно таким не казалось.

В свои 22 года я обожала свою рабочую машину! Испытывал он меня знатно, что только не ломалось у этого старого Ниссана. Как только я не мучилась, но зато многому научилась!
В свои 22 года я обожала свою рабочую машину! Испытывал он меня знатно, что только не ломалось у этого старого Ниссана. Как только я не мучилась, но зато многому научилась!

Сейчас все гонятся за современным оснащением классов в автошколе, технологиям, быстрой самостоятельной и простой записью на вождение, к упрощению коммуникации с учениками. Покупают самые новые автомобили, ведь ученики не захотят ездить на старых. И руководство автошкол и учащиеся— все хотят, чтобы обучение было современным, чтобы всё было новое, стильное, красивое. И это прекрасные желания! Но. В погоне за благами часто кроется причина НЕ качественного обучения...

И это уже тема следующей статьи! Рассажу, почему, по моему мнению, с каждым годом всё сложнее и сложнее сдать на "права"

А какой была ваша автошкола? Рассказывайте в комментариях!