Найти тему
Bamper.by

После установки купленная запчасть оказалась неисправной

Кто виноват и что делать покупателю

Продавец, служба доставки, СТО или покупатель: разбираем с юристом все варианты

Содержать автомобиль, тем более возрастной, дело хлопотное. Большие пробеги при ограниченном ресурсе узлов и агрегатов авто приводят к тому, что посещение СТО становится делом обыденным. В своем желании сэкономить автовладельцы все чаще обращаются к рынку «бэушки». И если колесо или компрессор, например, можно поехать и купить самостоятельно, то крупногабаритные детали, такие как двигатель или коробка передач, доставляются службами доставки как на СТО, так и в другой регион, где автомобиль ждет своего ремонта.

Например, на СТО для замены доставили «бэушный» двигатель, по документам – в рабочем состоянии. Но проверить его работоспособность можно только после его установки. Установили – он не работает. Что делать и кто виноват? Автовладельцы порой ошибочно считают, что в таком случае отвечать должен тот, кто этот двигатель привез. Но не все так просто, поэтому для начала перед покупкой читайте условия договора с продавцом, особенно условия доставки, гарантийные обязательства и ответственность сторон – это то, с чего нужно начинать.

Идем дальше. Как правило, между продавцом и доставщиком действует простой курьерский договор, смысл которого заключается в том, что продавец лишь поручает курьеру доставить его товар из точки «А» в точку «Б» с выданными на товар документами. Курьер отвечает за изменение состояния товара в период его транспортировки (доставки), и если при этом состояние товара не изменилось, то курьер с поставленной задачей справился хорошо. Но определить состояние запчасти только по внешним признакам так себе затея. И «косяки» зачастую вылезают после ее установки. Вариантов действия тут несколько. Рассмотрим их.

-2

Виноват продавец

Обычный потребитель, не обладающий специальными познаниями в области машино- и двигателестроения, считает, что продавец продал ему некачественную «бэушную» запчасть. Кто-то ошибочно думает, что при покупке «бэушки» приобретается «кот в мешке» и покупатель несет риски самостоятельно, мол, законы тут не работают. Это не так.

В соответствии с п.77 Постановления Совмина №703 от 22.07.2014 г. «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров» (далее – Постановление) покупатели, которым проданы бывшие в употреблении непродовольственные товары ненадлежащего качества, если их недостатки не были оговорены с продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей (далее – Закон). То есть в таком случае действуют нормы закона о защите прав потребителей.

Таким образом, при продаже вам бракованной или нерабочей запчасти вы имеете право требовать: замены товара, уменьшения покупной цены, устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара, расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств.

При всем при этом продавец не имеет права отсылать вас к своим поставщикам – отвечает именно продавец (ч.4 ст.20 закона о защите прав потребителей).

Отсутствие у вас документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Чтобы установить факт приобретения запчасти у конкретного продавца, можно использовать свидетельские показания, элементы упаковки и другие средства доказывания (ч.10 ст.20 закона). При этом закон не раскрывает, что это за «другие средства доказывания», и это значит, что любые, но законные, само собой разумеется.

-3

Виновата СТО

Предположим, что при установке на ваш автомобиль «бэушной» запчасти сотрудники СТО «накосячили», запчасть не выполняет свою функцию, то есть не работает. Вы полагаете, что виновата именно СТО, и вы имеете на это право. Конечно же, СТО займет позицию, что это запчасть неисправная, отправит вас к продавцу, но вам, обычному потребителю, разобраться в этой ситуации очень сложно и нужно сделать выбор, к кому все-таки обращаться с претензией о качестве товара или услуги. Как мы говорили чуть выше, потребитель не обладает специальными техническими познаниями, он может предполагать что угодно.

В силу закона потребитель имеет полное право предъявить претензии как к ремонтной организации (СТО), так и к продавцу – на свой выбор. «А при чем тут СТО?» – спросите вы. А дело в том, что на СТО пришла запчасть в исправном состоянии, по документам по крайней мере, которые к этой запчасти должны прилагаться в обязательном порядке. Поэтому покупатель сам решает, кому выставить «счет». А тот, кому этот «счет» выставлен, при своем несогласии с претензиями обязан назначить и провести экспертизу качества товара (выполненной услуги) за свой счет, о чем должен уведомить покупателя. Ну а дальше уже эксперт решает, почему запчасть не работает. И если получится, что вы предъявили требования продавцу, а экспертом будет сделано заключение, что виновата СТО, то продавец может потребовать с вас возместить затраты на экспертизу. Да, это неприятно, но вы уже точно будете знать, кто виноват, и при предъявлении иска к виновнику можно требовать возмещения с него стоимости проведения данной экспертизы.

-4

Виноват курьер (доставка)

А вдруг эксперт в результате экспертного исследования придет к выводу, что товар был поврежден в процессе его транспортировки? Такое может быть, по крайней мере мы этот вариант не исключаем. По закону вам должны были доставить товар надлежащего качества. И если будет установлена вина курьера, то продавец будет разбираться с ним самостоятельно, поскольку доставка – это предмет договоренности между продавцом и курьером. Вы же предъявляете претензии именно продавцу.

Если вы нанимали службу доставки самостоятельно и за свой счет, то отвечать тогда именно им. Но тут также следует знать: если вы предъявите претензии продавцу или СТО, а по факту окажется виновата служба доставки, то продавец или СТО могут взыскать с вас стоимость экспертизы. А дальше эту сумму можно взыскивать с курьера в судебном порядке, если вы не договоритесь с ним полюбовно. Установка запчасти самостоятельно

В данном случае вы можете столкнуться с проблемами. Ведь даже тот же продавец, которому вы предъявите требование о некачественной запчасти, спросит вас: «А есть ли у вас навыки и оборудование по установке такой детали (если они требуются)?» И если выяснится, что технологии по правильной установке детали иные, нежели вы это делали в своем гараже, то шанс быть отправленным восвояси велик. То же самое и по решению суда, если до этого дело дойдет.

А экспертиза? Да, она может расставить все по своим местам, но первое, что укажет эксперт, поверьте, это то, что установка конкретной детали требует определенных технологических процедур и условий, которые соблюдены не были. Дальше будет решать суд. Как заявить претензию?

Закон о защите прав потребителей не содержит образца или формы претензии. Является ли устное сообщение, допустим, продавцу о проданном им некачественном товаре претензией? Разберемся.

-5

В ст.48 Закона раскрывается суть того, что является отказом от удовлетворения требований потребителя. Исходя из этого можно сделать вывод, что претензия (требование) может заявляться следующими способами:

• письменно путем направления (вручения) документа;
• записью в книге замечаний и предложений;
• иным способом.

Что такое «иной способ», Закон не раскрывает, под «иное» можно подвести что угодно, в том числе и сообщение продавцу требования устно, по телефону, в мессенджере, электронным письмом и прочее. Главное, чтобы это «иное» можно было доказать (зафиксировать), в том числе при помощи свидетелей.

Сроки удовлетворения претензий разные, все зависит от того, что вы заявляете, является ли товар гарантийным, что это за товар и прочее. Если продавец (исполнитель) на ваше письменное обращение или запись в книге жалоб и предложений не ответил, это является отказом от удовлетворения требований. И тут нужно понимать, что отказ – это прямая дорога в суд с иском, если вы, конечно, желаете отстоять свои права и интересы до конца. Положительный момент – иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной, если вы физическое лицо (потребитель).

Документы на товар – всему голова

При продаже автозапчастей продавец помимо основных сведений о товаре (наименования товара) обязан указать информацию о марке, модели, годе выпуска, иных признаках автозапчастей, позволяющих установить, что эта автозапчасть соответствует конкретному типу (марке, модели) транспортного средства (п.82 Постановления).

Также к «бэушке» должна прилагаться информация о ее состоянии и имеющихся недостатках, все это должно содержаться на товарном ярлыке (этикетке), а также в товарном чеке.

Предлагаемые покупателям «бэушные» запчасти должны пройти предпродажную подготовку: осмотр, сортировку по видам, степени износа, проверку качества по внешним признакам, работоспособности, комплектности, а также наличия необходимой документации.

-6

Доставку кто оплатит?

Это предмет договоренностей между продавцом и покупателем. Продавец может включить доставку в стоимость товара, то есть доставить товар своими силами, а может этого и не делать, и тогда доставку оплатит потребитель отдельно. Или заберет запчасть в месте ее реализации и сам займется транспортировкой.

Запчасти новые и б/у для автомобилей и мотоциклов покупай и продавай на BAMPER.BY

Авто
5,66 млн интересуются