Кто виноват и что делать покупателю
Продавец, служба доставки, СТО или покупатель: разбираем с юристом все варианты
Содержать автомобиль, тем более возрастной, дело хлопотное. Большие пробеги при ограниченном ресурсе узлов и агрегатов авто приводят к тому, что посещение СТО становится делом обыденным. В своем желании сэкономить автовладельцы все чаще обращаются к рынку «бэушки». И если колесо или компрессор, например, можно поехать и купить самостоятельно, то крупногабаритные детали, такие как двигатель или коробка передач, доставляются службами доставки как на СТО, так и в другой регион, где автомобиль ждет своего ремонта.
Например, на СТО для замены доставили «бэушный» двигатель, по документам – в рабочем состоянии. Но проверить его работоспособность можно только после его установки. Установили – он не работает. Что делать и кто виноват? Автовладельцы порой ошибочно считают, что в таком случае отвечать должен тот, кто этот двигатель привез. Но не все так просто, поэтому для начала перед покупкой читайте условия договора с продавцом, особенно условия доставки, гарантийные обязательства и ответственность сторон – это то, с чего нужно начинать.
Идем дальше. Как правило, между продавцом и доставщиком действует простой курьерский договор, смысл которого заключается в том, что продавец лишь поручает курьеру доставить его товар из точки «А» в точку «Б» с выданными на товар документами. Курьер отвечает за изменение состояния товара в период его транспортировки (доставки), и если при этом состояние товара не изменилось, то курьер с поставленной задачей справился хорошо. Но определить состояние запчасти только по внешним признакам так себе затея. И «косяки» зачастую вылезают после ее установки. Вариантов действия тут несколько. Рассмотрим их.
Виноват продавец
Обычный потребитель, не обладающий специальными познаниями в области машино- и двигателестроения, считает, что продавец продал ему некачественную «бэушную» запчасть. Кто-то ошибочно думает, что при покупке «бэушки» приобретается «кот в мешке» и покупатель несет риски самостоятельно, мол, законы тут не работают. Это не так.
В соответствии с п.77 Постановления Совмина №703 от 22.07.2014 г. «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров» (далее – Постановление) покупатели, которым проданы бывшие в употреблении непродовольственные товары ненадлежащего качества, если их недостатки не были оговорены с продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей (далее – Закон). То есть в таком случае действуют нормы закона о защите прав потребителей.
Таким образом, при продаже вам бракованной или нерабочей запчасти вы имеете право требовать: замены товара, уменьшения покупной цены, устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара, расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств.
При всем при этом продавец не имеет права отсылать вас к своим поставщикам – отвечает именно продавец (ч.4 ст.20 закона о защите прав потребителей).
Отсутствие у вас документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Чтобы установить факт приобретения запчасти у конкретного продавца, можно использовать свидетельские показания, элементы упаковки и другие средства доказывания (ч.10 ст.20 закона). При этом закон не раскрывает, что это за «другие средства доказывания», и это значит, что любые, но законные, само собой разумеется.
Виновата СТО
Предположим, что при установке на ваш автомобиль «бэушной» запчасти сотрудники СТО «накосячили», запчасть не выполняет свою функцию, то есть не работает. Вы полагаете, что виновата именно СТО, и вы имеете на это право. Конечно же, СТО займет позицию, что это запчасть неисправная, отправит вас к продавцу, но вам, обычному потребителю, разобраться в этой ситуации очень сложно и нужно сделать выбор, к кому все-таки обращаться с претензией о качестве товара или услуги. Как мы говорили чуть выше, потребитель не обладает специальными техническими познаниями, он может предполагать что угодно.
В силу закона потребитель имеет полное право предъявить претензии как к ремонтной организации (СТО), так и к продавцу – на свой выбор. «А при чем тут СТО?» – спросите вы. А дело в том, что на СТО пришла запчасть в исправном состоянии, по документам по крайней мере, которые к этой запчасти должны прилагаться в обязательном порядке. Поэтому покупатель сам решает, кому выставить «счет». А тот, кому этот «счет» выставлен, при своем несогласии с претензиями обязан назначить и провести экспертизу качества товара (выполненной услуги) за свой счет, о чем должен уведомить покупателя. Ну а дальше уже эксперт решает, почему запчасть не работает. И если получится, что вы предъявили требования продавцу, а экспертом будет сделано заключение, что виновата СТО, то продавец может потребовать с вас возместить затраты на экспертизу. Да, это неприятно, но вы уже точно будете знать, кто виноват, и при предъявлении иска к виновнику можно требовать возмещения с него стоимости проведения данной экспертизы.
Виноват курьер (доставка)
А вдруг эксперт в результате экспертного исследования придет к выводу, что товар был поврежден в процессе его транспортировки? Такое может быть, по крайней мере мы этот вариант не исключаем. По закону вам должны были доставить товар надлежащего качества. И если будет установлена вина курьера, то продавец будет разбираться с ним самостоятельно, поскольку доставка – это предмет договоренности между продавцом и курьером. Вы же предъявляете претензии именно продавцу.
Если вы нанимали службу доставки самостоятельно и за свой счет, то отвечать тогда именно им. Но тут также следует знать: если вы предъявите претензии продавцу или СТО, а по факту окажется виновата служба доставки, то продавец или СТО могут взыскать с вас стоимость экспертизы. А дальше эту сумму можно взыскивать с курьера в судебном порядке, если вы не договоритесь с ним полюбовно. Установка запчасти самостоятельно
В данном случае вы можете столкнуться с проблемами. Ведь даже тот же продавец, которому вы предъявите требование о некачественной запчасти, спросит вас: «А есть ли у вас навыки и оборудование по установке такой детали (если они требуются)?» И если выяснится, что технологии по правильной установке детали иные, нежели вы это делали в своем гараже, то шанс быть отправленным восвояси велик. То же самое и по решению суда, если до этого дело дойдет.
А экспертиза? Да, она может расставить все по своим местам, но первое, что укажет эксперт, поверьте, это то, что установка конкретной детали требует определенных технологических процедур и условий, которые соблюдены не были. Дальше будет решать суд. Как заявить претензию?
Закон о защите прав потребителей не содержит образца или формы претензии. Является ли устное сообщение, допустим, продавцу о проданном им некачественном товаре претензией? Разберемся.
В ст.48 Закона раскрывается суть того, что является отказом от удовлетворения требований потребителя. Исходя из этого можно сделать вывод, что претензия (требование) может заявляться следующими способами:
• письменно путем направления (вручения) документа;
• записью в книге замечаний и предложений;
• иным способом.
Что такое «иной способ», Закон не раскрывает, под «иное» можно подвести что угодно, в том числе и сообщение продавцу требования устно, по телефону, в мессенджере, электронным письмом и прочее. Главное, чтобы это «иное» можно было доказать (зафиксировать), в том числе при помощи свидетелей.
Сроки удовлетворения претензий разные, все зависит от того, что вы заявляете, является ли товар гарантийным, что это за товар и прочее. Если продавец (исполнитель) на ваше письменное обращение или запись в книге жалоб и предложений не ответил, это является отказом от удовлетворения требований. И тут нужно понимать, что отказ – это прямая дорога в суд с иском, если вы, конечно, желаете отстоять свои права и интересы до конца. Положительный момент – иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной, если вы физическое лицо (потребитель).
Документы на товар – всему голова
При продаже автозапчастей продавец помимо основных сведений о товаре (наименования товара) обязан указать информацию о марке, модели, годе выпуска, иных признаках автозапчастей, позволяющих установить, что эта автозапчасть соответствует конкретному типу (марке, модели) транспортного средства (п.82 Постановления).
Также к «бэушке» должна прилагаться информация о ее состоянии и имеющихся недостатках, все это должно содержаться на товарном ярлыке (этикетке), а также в товарном чеке.
Предлагаемые покупателям «бэушные» запчасти должны пройти предпродажную подготовку: осмотр, сортировку по видам, степени износа, проверку качества по внешним признакам, работоспособности, комплектности, а также наличия необходимой документации.
Доставку кто оплатит?
Это предмет договоренностей между продавцом и покупателем. Продавец может включить доставку в стоимость товара, то есть доставить товар своими силами, а может этого и не делать, и тогда доставку оплатит потребитель отдельно. Или заберет запчасть в месте ее реализации и сам займется транспортировкой.
Запчасти новые и б/у для автомобилей и мотоциклов покупай и продавай на BAMPER.BY