Найти тему
Всем балет!

Как жили и учились воспитанники Московской балетной школы в XX веке

Оглавление

На канале уже не раз выходили статьи о балетном училище Петербурга, но ещё не было истории Московской балетной школы, у которой также есть своя славная традиция и очень много достойнейших представителей. Датой основания училища считается 1773 год, когда по указу Екатерины II при Московском Воспитательном доме были созданы «классы танцования». В Воспитательном доме содержались дети-сироты, незаконнорожденные и дети, чьи родители не могут позволить себе их содержание, воспитание и образование. До начала 30-х годов XX века школа называлась Московским театральным училищем Большого театра, затем — техникумом при Большом театре, после — Московским хореографическим училищем.

Внутренний порядок

В начале XX века приём в балетное училище был не таким тщательным, как в наши дни: для поступления нужно было пройти только осмотр врача и педагога классического танца, а детей на приеме было не так много.

Уже тогда учиться в театральной школе было трудно из-за совмещения специальных и общеобразовательных дисциплин. Уроки начинались в девять часов утра, с девяти до двенадцати часов — специальные предметы, с двенадцати до часу — большая перемена, за время которой воспитанники почти всех классов должны были успеть отдохнуть и пообедать. В столовой учащиеся получали бесплатный завтрак (каша, чай или какао, кусочек хлеба), некоторые приносили еду с собой. Часовой перерыв мог быть использован не только для отдыха, но и для репетиций номеров из спектаклей Большого театра, в которых воспитанники участвовали с малых лет.

Ольга Лепешинская окончила Государственный московский балетный техникум при Большом театре в 1933 году
Ольга Лепешинская окончила Государственный московский балетный техникум при Большом театре в 1933 году

Детский репертуар был обширным, и выступать на сцене Большого театра приходилось несколько раз в месяц, а это значит, что и репетировать нужно было регулярно. И обычно это негативно влияло на общее образование, поскольку детей забирали с уроков на репетиции, чему они были несказанно рады. Правда, некоторые педагоги относились к таким пропускам настороженно, требуя наверстывать упущенное и пересдавать каждый пропущенный урок отдельно.

Екатерина Максимова выпускалась из училища в 1958 году, и если к специальным предметам спустя 30 лет требования выросли, появилась система преподавания, то с общеобразовательными дела по-прежнему обстояли не очень хорошо. Например, Максимова в своей книге рассказывала, что получала пятерки по французскому, потому что педагог знала ее бабушку: «…я на протяжении школьной жизни напрочь забыла, что такое французский язык! Знала, что учить ничего не надо, что автоматически получу свою пятёрку». А на итоговом экзамене по истории Катя вызвалась первой и заявила, что не готова, но все же была отправлена на пересдачу и с помощью педагогов получила аттестат и была принята в Большой театр. Зато по специальности Екатерина Максимова всегда получала только отличные оценки. Так, во все времена общеобразовательная программа в балетном училище страдала; к счастью, в наше время ситуация меняется в лучшую сторону.

Екатерина Максимова окончила Московское хореографическое училище в 1958 году
Екатерина Максимова окончила Московское хореографическое училище в 1958 году

Предметы, оценки воспитатели

В Московском училище классы по специальным предметам называли группами. Серафима Холфина в своей книге «Вспоминая мастеров московского балета…» писала: «Конкурс в Театральное училище я выдержала и была зачислена в третью младшую группу по специальным предметам и в третий класс по общеобразовательным предметам». Так, классы делились на группы, например: первая младшая, первая старшая.

Помимо классического и характерного танцев в училище 20-х годов преподавали мимику (сейчас — актерское мастерство), фехтование на шпагах и рапирах, музыку (игра на рояле), грим.

До революции в Московском училище роль воспитателей лежала на классных дамах, а в советские годы они стали называться инструкторами, и это обозначение прочно закрепилось на много лет. Но со сменой названия должности круг обязанностей воспитателей увеличился. Если классная дама следила за выполнением домашнего задания, посещением уроков, то инструктор теперь нёс ответственность за учащихся на репетициях, дежурил на спектаклях, помогал с костюмами, повсюду сопровождал, поддерживал морально. Обычно именно инструкторам доставалась огромная любовь воспитанников из-за постоянного взаимодействия и участия в жизни друг друга.

Оплата за обучение

Во все времена балетное училище было заведением, которое помогало устроиться в жизни и обрести стабильность на долгие годы, но в Московском училище далеко не для всех обучение было бесплатным. Платили те семьи, которые могли себе это позволить, стоимость обучения в 20-е годы составляла 20 червонцев в год. Для многодетных и малообеспеченных семей обучение было бесплатным. Стоит отметить, что сценическая практика на сцене Большого театра в те годы оплачивалась, что частично уменьшало сумму оплаты за обучение.

Елизавета Гердт окончила Петербургское театральное училище и с 1935 года преподавала в Московском хореографическом училище
Елизавета Гердт окончила Петербургское театральное училище и с 1935 года преподавала в Московском хореографическом училище

Педагоги и система обучения

Как известно, в конце XIX — начале XX века в балетном училище в Петербурге не было единой системы обучения танцу, то же самое происходило и в Московском училище. Педагоги вели занятия так, как хотели и как умели: кто-то развивал танцевальность, кто-то задавал сложные не по годам движения, кто-то обучал женские классы по той же логике, что и мужские, и наоборот.

Майя Плисецкая училась в Московском хореографическом училище в 30-е годы у Елизаветы Павловны Гердт и вспоминала обучение так: «…в балете она разбиралась слабо, скажу мягче, не до конца. Она видела, что это правильно, а это нет, но объяснить, научить, что, как, почему, „выписать рецепт“ не могла». Также Плисецкая писала, что всю жизнь она тосковала по профессиональной классической школе, которую в детстве так и не преподали. Приходилось до всего доходить самой, от случая к случаю, урывками. Майя Михайловна очень жалела, что так и не поработала с Вагановой, у которой был «глаз ястребиной точности».

Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище в 1943 году
Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище в 1943 году
Балет - то самое ремесло, в котором невозможно только самообразование, особенно в наше время. Действительно, для хорошего результата нужен зоркий глаз педагога, видящий недостатки и умеющий направить, после чего - кропотливая самостоятельная работа. Но в начале XX века не было единой системы обучения, педагог имел единственный ориентир в преподавании - свой личный опыт. Именно поэтому выпускники училища вынуждены были «добирать» упущенное в самостоятельной работе, думать, искать уже во время работы в театре. Надо сказать, что своими поисками, опытами и экспериментами прошлые поколения артистов внесли огромный вклад в развитие искусства балета, поскольку они опережали свое время. Не зря говорят, что артист балета должен учиться всю жизнь, и предыдущее поколение своим примером показало, как работа над собой может задавать тенденции и двигать консервативное искусство вперёд.

🎭 Суровый быт воспитанников балетного училища Петербурга

🎭 Балерины прошлого о своих педагогах: Льве Иванове, Екатерине Вазем, Агриппине Вагановой