8 июля Русская православная церковь отмечала День святых Петра и Февронии, считающихся покровителями семейного счастья. С 2008 года в этот же день в России отмечается светский День семьи, любви и верности. Семейные ценности, отношение к любви, браку, рождению и воспитанию детей в разных культурах имеют как много общих черт, так и много отличий.
Египет
Древние египтяне, чей повседневный быт регулировался множеством религиозных установок и представлений о мире, созданным с четкими законами и требованиями, относились к семейному союзу с большим вниманием. Религиозные предписания, данные людям богами (большинство из которых также были связаны узами брака) освящали союз мужчины и женщины, идеалом которого, начиная с третьего тысячелетия до н.э., стала божественная чета Осириса и Исиды. Семья в глазах египетского общества была сакральным социальным центром, воплощавшим в себе идеалы доброты, заботы и любви. Если же отношения между супругами разлаживались, законом разрешался бракоразводный процесс, освобождающий супругов от взаимных обязательств по отношению друг к другу.
Культурное материальное наследие Древнего Египта, дошедшее до наших дней, свидетельствует о понимании важности роли семьи, супружества и материнства египтянами. Например, Исида часто изображалась держащей на коленях сына – Гора, а фараоны часто изображались в окружении супруги, реже – вместе с матерью или детьми. Египетские жены обладали большой самостоятельностью в экономической и социальной сферах, а дети были окружены заботой и вниманием, как этого требовали от людей боги. В свою очередь, подросшие дети были обязаны заботиться и ухаживать за состарившимися родителями.
Индия
В индийской культуре, также всецело пронизанной религиозными представлениями, любовь считается одной из главных сил, от которых зависит человек. Она относится к высшей категории красоты и нематериального богатства, которое даровано людям и богам. Отношения мужчины и женщины, бога и богини являются символом поддержания земной жизни и ее обитателей. Главным препятствием между возлюбленными могли стать разные касты, к которым принадлежат влюбленные.
Кажется, что сама мифология множества индуистских учений говорит о том, что любовь доступна каждому: кшатрий Рама является царственным супругом Ситы, веселый пастушок Кришна заключил брак с очаровательной пастушкой Радхой, аскет Шива избрал в качестве супруги самоотверженную Парвати (их часто сопровождает сын Ганеша), а мудрый хранитель мироздания Вишну неразлучен с покровительницей счастья и достатка Лакшми.
Дети в индийском обществе до сих пор воспитываются с учетом древних культурных традиций и установок, их рождение воспринимаются как безусловное благо земной жизни. Ведическая культура. Лежащая в основе индийского общества, подчеркивает естественность духовной близости между детьми и их родителями. Взрослые стремятся передать младшим поколениям любовь и бережное отношение к многовековой культуре. Забота членов семьи друг о друге включает как решение повседневных бытовых вопросов, так и религиозных ритуалов и церемоний.
Греция, Рим
Греко-римские традиции и обычаи отводили браку и семье не менее важную роль. Семьи греков и римлян были моногамными и патриархальными, и лишь боги и близкие к ним люди могли позволить себе отход от данных правил. Брак, рождение и воспитание детей являлось важным условием сохранения античного общества Греции и Рима. Несмотря на воспевание поэтами и философами чувств любви и страсти, браки греков и римлян в большинстве случаев заключались по расчету.
Древние греки с трепетом относились к чувству любви. Семейные узы, которыми были опутаны мифологические персонажи, населявшие Олимп, являлись отражением быта смертных людей. Почет к родителям, рождение детей и забота о них являлись важными факторами греческого общества. Бездетные и не вступившие в брак представители греческого общества порицались обществом и государством.
Более рациональным и строгим было отношение к семье и браку у древних римлян. Гражданин Римской империи должен был принадлежать к определенной семье, роду, который, в свою очередь, являлся своеобразной «визитной карточкой» в обществе. Причем, кровное родство было не обязательно: усыновленный знатными гражданами ребенок признавался полноправным членом семьи и получал права и привилегии наравне с родными наследниками. Рабы также считались членами семьи и представляли фамилию хозяев. Римский отец являлся главой семьи, авторитет которого не имел права оспаривать никто из домочадцев.
Монотеистические религии
С развитием авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) представления о брачном союзе как божественном предписании людям укрепился сперва в восточных и европейских странах. Ветхозаветный царь Соломон воспел любовь к Богу, обратившись к привычным и понятным образам жениха и невесты. Для христиан образцом супружеской верности и жертвенности стало Святое семейство – Христос и Его земные родители. В исламе таким примером стала семья пророка Мухаммеда. Рождение и воспитание детей является важной обязанностью взрослых, а заповедь о почитании родителей является универсальной для иудаизма, христианства и ислама.
Католики, принимая священнический сан, подобно монахам дают обет безбрачия (целибат). Настоящим потрясением для Европы XVI века стала женитьба августинского монаха и его ближайших друзей на монахинях, бежавших из монастыря. Мартин Лютер, ставший лидером Реформации, полностью изменившей духовный облик Европы, перенес акцент с аскетизма и отречения во имя Бога на следование Писанию и полное принятие человека со всеми его достоинствами, недостатками и слабостями как высшего Божьего творения. Сам Лютер стал главой большого дружного семейства, подав пример супружества и отцовства своим современникам и потомкам.
В православной традиции Восточных Церквей священник может как отказаться от вступления в брак и принять монашеский сан, так и создать семью. Русская православная церковь в качестве примера и образца супружеской любви и верности выбрала княжескую чету Петра и Февронии, почитающихся как покровителей семьи, брака и деторождения.