За последние годы большинство российских городов, осознав ошибочность автомобиле-ориентированного подхода в градостроительстве и управлении городской инфраструктурой, стали активно двигаться к построению городов, полностью воплощающих концепцию «город для людей». Такой город является не просто доступным, но и удобным и безопасным для всех категорий населения, включая женщин, детей, пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Важнейшей составляющей концепции «города для людей», по мнению именитого американского урбаниста Вукана Вучика, является эффективный и комфортный общественный транспорт. Одним из российских региональных центров, который сможет достаточно далеко пройти по пути создания современной транспортной системы, является «столица Юга» — город Краснодар. Добиться определенных успехов городу удалось не только благодаря выбору правильной концепции развития агломерации, что закреплено в основном документе города — Генеральном плане, но и благодаря точечной поддержке федерации и региона, выраженной во множестве государственных программ.
К XXI веку Краснодар подошел с хорошим наследием: достаточно плотный центр, не такое активное разрастание города вширь и развитое транспортное хозяйство в весьма приемлемом для России состоянии. Трамваи, хоть и старые, на ходу, действующие троллейбусы, а еще удавалось закупать небольшое количество новых автобусов, что помогало поддерживать парк техники. Естественно, проблема использования маршруток не обошла Краснодар, но, что уже стало очевидно для всех, это отживший реликт 90-х годов, отмирание которого — вопрос времени. Сейчас основу транспортной сети города составляет трамвай — единственный магистральный транспорт, который дополняется троллейбусами и автобусами. Аналитики «А+С Транспроект», которые занимались разработкой нового КСОТ (комплекс системы общественного транспорта), описали положение вещей наземного уличного транспорта Краснодара на 2020 год так: «Высокая провозная способность трамвайной сети как магистрального транспорта совмещается неиспользованным потенциалом его развития». Трамвай покрывает почти весь город за исключением новых районов и пригородов, что видно на карте.
То же самое можно сказать о нерельсовом транспорте, который стоит в пробках и частично заменяется маршрутками. Развитие этого вида пока не является абсолютным приоритетом, и помимо постепенного введения выделенных полос в этой области не делается ничего.
Транспортные проблемы агломерации вызваны не просто высокими темпами роста численности населения, но и устаревшей схемой организации дорожного движения и общественного транспорта. Решать эти проблемы городская администрация начала три-четыре года назад, когда федерацией был представлен ряд программ, направленных на формирование удобной городской среды и создание эффективных транспортных систем. Первым шагом в этом направлении была закупка нового подвижного состава. За три года КТТУ (Краснодарское Трамвайно-Троллейбусное Управление) закупило 103 новых трамвая, из которых многосекционных всего 4, однако односекционные масштабируются в «поезда» по два вагона, что бывает полезно при высоком пассажиропотоке. Также город начал в этом году собственную сборку троллейбусов Алькор, что повысит не только удобство пользования электротранспорта, но и престиж и узнаваемость города, ведь производство собственного уникального транспорта — это бренд. Бренд помогает не только создавать позитивный имидж городского транспорта среди его пользователей, но и привлекать новых пользователей, то есть «пересаживать жителей с автомобилей на трамвай, троллейбус или автобус», что является важной задачей реформы.
Недавно компания «Симетра» провела исследование качества обественного транспорта в городах России и поставила Краснодар на 16 место в рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, что является достойным результатом, однако большая работа по реформированию и развитию еще впереди.
Карта Краснодарского трамвая - Городские Истины