Бум электротранспорта наступил еще во времена СССР — троллейбусы и трамваи встречаются даже в самой глухой провинции. А вот с более современной техникой дела обстоят хуже.
«Во всей стране около двухсот электромобилей, и примерно тридцать из них — «Тесла Модель С», — говорит Максим Осорин, директор московской компании «Револьта», которая торгует электромобилями из Европы. Для сравнения: в Норвегии с ее пятимиллионным населением «Тесла» в сентябре 2013 года стала самой продаваемой машиной. За один месяц норвежцы купили 616 экземпляров.
«Электрозаправок» пока вроде хватает: по одной на каждые пять электрокаров. На сайте «Револьты» есть карта, на которой можно увидеть все зарядные станции России: всего их 42, при этом 38 находятся в Москве и ее пригородах, а еще четыре — в Белгородской области. Однако если в США станции «Тесла Сьюперчарджер» предлагают полную (и бесплатную) перезарядку аккумулятора за полчаса, то в Москве автомобиль будет заряжаться четыре-пять часов. И даже в планах российских компаний нет ничего вроде разрекламированных создателем «Теслы» Элоном Маском «пит-стопов», — станций, где подсевший аккумулятор за 90 секунд и 60-80 долларов заменяют заряженным.
Если вспомнить, что реклама самой дорогой модели «Тесла» обещает 492 километра хода на полном заряде батареи (в идеальных условиях, а при низкой температуре запас хода заметно снижается), то прокатиться из Москвы в Петербург на электромобиле не выйдет. Разумеется, подчеркивает Осорин, на крайний случай сгодится и обычная розетка где-нибудь на полпути, но тогда процесс перезарядки растянется на полтора дня.
«Это проблема курицы и яйца», — объясняет Осорин. Мало электромобилей — нет спроса на инфраструктуру, нет инфраструктуры — электромобиль становится дорогой игрушкой. Изменить ситуацию могли бы льготы и бонусы от государства.
Ничего кощунственного в этой идее — отнять деньги у бедных и отдать состоятельным автовладельцам — нет: государство платит за то, чтобы сознательные водители улучшали состояние окружающей среды, больше не загрязняли атмосферу и сделали дорогу чуть менее шумной.
«Федеральная субсидия на покупку электромобиля в США — 7500 долларов. Штат к этому добавляет от 1000 до 2500 долларов. И в отдельных крупных городах — еще 500-600 от мэрии». В Европе иначе: покупателей электромобилей освобождают от разных налогов. В Норвегии это 146-процентный регистрационный сбор при покупке нового автомобиля — его отмена для электромобилей отчасти объясняет невероятную популярность «Теслы». Идею с налогами Россия отчасти позаимствовала: с февраля 2014 года и до конца 2015-го электромобили не будут облагать 19-процентной таможенной пошлиной. Но европейские льготы намного разнообразней — это и бесплатная парковка («в большинстве стран Европы», уточняет Осорин), и выезд на полосы общественного транспорта («во всей Скандинавии»).
Максим Осорин подытоживает: «Что такое электромобили и какие они бывают, у нас давно все знают. Ладно бы только «Тесла». Но даже когда садишься в «Мицубиси Аутлендер PHEV», подзаряжаемый гибрид — он внешне отличается от серийного голубоватым шильдиком, который еще найти надо, — все равно люди на него обращают внимание», Так что непопулярность электрокаров в России вовсе не значит, что они никому не интересны.