После публикации статьи о том, как я купил себе катер вместо дома, подписчики забросали меня вопросами о устройстве катера, его технических и эксплуатационных характеристиках и в этой статье я попробую ответить на все интересующие народ вопросы.
Я пишу эти строки сидя в кокпите катера и это очень удобно, напишу абзац, пойду сфотографирую то, о чём пишу, так что рассказ будет достаточно полным и иллюстрированным.
Итак - моё судно, моя "Принцесса", по классификации ГИМС (государственной инспекции по маломерным судам) является катером. Катер отличается от моторной лодки стационарно установленным двигателем. У меня - это судовой дизель Vetus мощностью 25 лошадиных сил, но о нём чуть позже.
Длина судна 10 метров, ширина на Миделе (это такой судостроительный термин, который обозначает средний шпангоут, мидель шпангоут, для не сведующих в судостроении можно сказать, что это просто середина корпуса судна) 2.8 метра, осадка 0.4 метра, высота борта 1 метр, грузоподьёмность в судовом билете не указана, зато указана пассажировместимость: - 10 человек. Я думаю, что она без проблем увезёт и 20, то есть её грузоподьёмность около 2 тонн. Скорость в экономичном режим около 10 км в час, если газануть, можно разогнаться до 12-13 километров, но тогда резко подпрыгивает расход и вообще 2-3 километра погоду не сделают.
Корпус сварен из стали, толщина на днище 6 миллиметров, у крыши рубки миллиметра 3-4. Корпус очень жёсткий и построен по схеме, которая называется на Саратовском Судоремонтном заводе, родине "Принцессы", "Гулянкой".
Нос и корма корпуса слегка приподняты относительно самой низкой точки днища, что позволяет мне проходить опасные участки относительно безопасно. Даже если я сяду на мель, то в первую очередь с дном будет соприкасаться днище катера, а там заложен здоровенный швелер, который должен по идее защитить корпус от любых повреждений.
Под кормой установлено перо руля и гребной винт, они уходят достаточно глубоко под корму и достать до них ногами при купании очень проблематично, если только специально постараться. Сама корма изготовлена таким образом, чтобы предоставить экипажу удобное место для купания, там же установлена раздвижная лесенка из нержавейки, по которой очень удобно опускаться в воду и подниматься из неё. Лестница закреплена на поворотном кронштейне и на ходу укладывается на кормовой площадке.
Купаться очень удобно, особенно на якорной стоянке, идёшь по реке, стало жарко, глушишь двигатель, встаёшь на якорь и ныряешь с кормы. Аккуратненько конечно и неплохо в этот момент ещё сбросить за борт конец Александрова, что бы если что быстренько за него схватиться и доплыть до кормы. На стоянке лесенка тоже выручает, катер стоит носом к берегу и ты спрыгиваешь с кормы в воду, наслаждаешься свежестью и прохладой, затем по лесенке спокойно поднимаешься обратно, а от туда в кокпит.
Над корпусом возвышается ступенчатая рубка, она состоит как бы из трёх палуб, и если бы "Принцесса" была большим кораблём, то мы могли бы сказать, что судно четырёх-палубное. Третья и четвёртая палубы оснащены поручнями из нержавеющей стали, за них очень удобно держаться, когда ты передвигаешься на ходу по палубе. Первая ступень рубки - крыша носовой каюты с люком, вторая ступень - крыша кают-компании, в ней тоже оборудован люк, третья ступень - крыша ходовой полурубки.
К ней крепится съёмный тент, закрывающий кокпит от дождя и солнца с трёх сторон. В зависимости от погоды, любую сторону тента можно свернуть, или развернуть. Кормовая часть тента может быть как сплошной, так и открытой для вентиляции, а что бы экипаж не съели комары, в ней установлена противомоскитная сетка. Эта опция здорово выручала нас в походе, мы пару раз вставали, по неопытности, в истинно комариные места
На крыше полурубки установлены ходовые и стояночные огни, сирена, фара-искатель и телевизионная антенна. Водительское стекло оборудованно стеклоочистетелем. Управление всеми этими приборами осуществляется рулевым с пульта, который расположен прямо над его головой. Всё сделано на совесть и по уму, и переделывать эту схему я не собираюсь.
На носу катера установлен рольус, с роликами, для облегчения поднятия и опускания основного якоря, две швартовые утки с правого и левого борта и леерное ограждение из нержавеющей стали. Там же стоит якорная лебёдка, которая поднимает и опускает якорь, укладывая цепь в специальный цепной ящик, находящийся в форпике.
Лебёдка оборудована устройством для свободного сброса якорной цепи в ручную. Специальная ручка ослабляет механизм и якорь под своей тяжестью устремляется в пучину речную. Основной якорь - якорь Денфорда, не очень тяжёлый - думаю около 12 килограмм, пока его хватало для всех возможных ситуаций, якорная цепь около 30 метров.
Лебёдка электрическая, пульт управления ей вынесен в форпик (это такой отсек в носу судна). В форпике достаточно много места и я там храню две 35-ти литровые канисты под топливо. Если поход короткий, то можно оставить их на берегу, а форпик забить всякими полезными вещами: палатками, туристическими столами, спальниками и прочим барахлом, которое может понадобиться при организации стоянки на берегу.
В эти выходные мы как раз ходили с друзьями в такой поход, они жили на берегу в палатках, а я, с кучкой приближённых, наслаждался комфортом в катере. Компания была огромной больше 20 человек и я сделал две ходки, что бы перевести весь коллектив на место отдыха. Форпик очень пригодился, в него входит гигантское количество вещей, но ещё большее количество пришлось грузить в кают компанию.
На палубе, в корме катера, установлены заправочные горловины, ещё две швартовые утки и два гнезда для спиннингов, иногда они несут на себе швабру, очень удобно. Ещё на палубе установлены четыре мощных серьги для подъёма катера из воды краном.
В ахтерпике (это такой же герметичный отсек, как и форпик, только находящийся в корме судна) установлены: вентилируемый отсек с газовым баллоном, рулевое управление и выхлопная труба (выхлоп идёт прямо в воду и туда же сливается вода из контура охлаждения.
Ещё там хранятся различные полезные мелочи: багор, швабра, заправочные шланги и второй якорь денфорда весом в 8 килограмм с якорным канатом. Именно этот якорь я вёз в Саратов на самолёте. Вот народ посмеялся.
Туда же убирается кормовой столик из кокпита. В ахтерпике ещё полно места, но оно организованно как то не очень экономно, я обязательно там всё переделаю. Ещё я собираюсь установить на корме роульс и лебёдку для второго якоря, мне уже порядком под надоело вручную спускать его и поднимать из воды.
Давайте заглянем в ходовую полурубку. Она плавно переходит в кокпит (пространство для экипажа). Он представляет собой достаточно большое свободное пространство в корме "Принцессы". Его размеры вместе с ходовой полурубкой рубкой: - примерно 2,5 на 2 метра. Там стационарно установлены деревянные лавочки и можно установить столик, за которым я сейчас и пишу эти строки. Столик небольшой - примерно 800х400, но его хватает для четырёх - пяти человек. Интересно сделано ограждение стола, оно закрывает его по периметру, по углам оставляя свободное пространство для того, что бы можно было смахнуть крошки. Ограждение на столе нужно для того, что бы при качке посуда не летела на палубу. Могу сказать, что помогает оно не всегда, при сильной бортовой качке всё летит куда попало. Стол для владельца - краснодеревщика позорный, я уже думаю как его переделать.
Полурубка оборудована вращающимся креслом для рулевого, перед которым установлено рулевое колесо и панель приборов. Панель скромная, пока на ней только тахометр, показывающий обороты двигателя, амперметр, показывающий степень зарядки аккумулятора и несколько контрольных ламп - давление масла, перегрев, зарядка аккумулятора и работа свечей накаливания.
Так же на панели установлена скважина ключа зажигания и прикуриватель. Ещё в панели вырезана полость для установки магнитолы, я её ставить не собираюсь, как то мне ближе шёпот ветра и шум волны, возраст наверное.
Рядом с панелью управления расположена дверь, ведущая в кают-компанию, в открытом состоянии она упирается в демпфер, на котором у меня висит конец Александрова.
Для обзора рулевого передняя часть полурубки застеклена и отделана декоративными сосновыми накладками. Накладки уже пообносились и требуют либо ремонта, либо замены, видимо поменяю вместе со сланями кокпита и лавочками. Дверь тоже, скорее всего, пойдёт под замену, в общем для столяра здесь работы непочатый край.
Панель подвергнется полной реконструкции, пока я ещё не до конца её представляю в голове, но это будет обязательно красное дерево и бронза, а рулевое колесо будет заменено выпендрёжным штурвалом из ценных пород. В панель я установлю эхолот-картплоттер, планшет и несколько полезных приборов - барометр, часы и что нибудь ещё, вряд ли я буду заморачиваться датчиками топлива, но кто его знает. Обязательно нужно будет предусмотреть полочку для мобилы, сигарет и всяких мелочей, а так же место для пепельницы и чайной чашки.
Справа от рулевого установлена стандартная машинка вперёд, назад и холостой ход. Машинка не фонтан, но думаю ещё послужит, хотя конечно хочется её тоже поменять на что нибудь хромированное в ретро стиле.
Над рулевым установлен блок управления всей электрической частью.
Кокпит весь отделан сосной, закреплённой на стали корпуса с помощью оцинкованных винтов. На палубе кокпита лежат сосновые же слани. Это просто вызов мне как столяру-краснодеревщику. Думаю поменять всё на дуб и закрепить его бронзовыми винтами, но пока ещё не решил окончательно, может быть сразу бахнуть всё тиком, или использовать мербау на крайний случай.
Слани обрамляют собой крышку моторного отсека, она стальная, выкрашена в белый цвет и это мне тоже не нравится, я собираюсь покрыть её деревом, что бы всё пространство кокпита было одинаковым. Крышка моторного отсека, крышки форпика и ахтерпика запираются на длительных стоянках специальным ключом. Ручка крышки представляет собой элементарный вырез в металле и тоже мне очень не нравится, пожалуй этим я займусь в первую очередь.
Ну что - давайте её поднимем и посмотрим, что там у нас интересного?
Под крышкой скрывается сердце "Принцессы", 25-ти сильный морской дизель с реверс редуктором голландской фирмы "Vetus", как выяснилось, это очень известный производитель оборудования для судов. Дизель выглядит новёхоньким, когда я покупал катер, на нём было накатано всего навсего 500 моточасов, это для такого дизеля только обкатка.
Мои друзья, старые речные волки, говорят, что я за всю жизнь не искатаю этот движок, перспектива приятная, но время покажет. На дезель навешано следующее оборудование: стартёр, генератор и помпа охлаждения, все агрегаты расположены очень удобно и доступны для ремонта. Рядом с двигателем установлен стартовый аккумулятор, он работает только на запуск двигателя и заряжается генератором в первую очередь.
Двигатель имеет двухконтурную систему охлаждения. В первом контуре циркулирует тосол, охлаждая непосредственно двигатель. Циркуляция принудительная и осуществляется помпой двигателя. Второй контур охлаждения охлаждает уже тосол и в нём циркулирует забортная вода. Интересна схема принудительного водяного охлаждения: циркуляция воды осуществляется с помощью инжекции выхлопных газов, газы подхватывают поток воды, проходят через глушитель и выбрасывают его за борт.
Подача воды в этот контур идёт через основной кингстон, от которого вода распределяется так же в камбуз и гальюн. Этот кингстон рекомендуется закрывать на длительных стоянках, как бы чего не вышло. Главное не забыть его открыть перед стартом двигателя, если вода не будет поступать во второй контур охлаждения, можно запросто перегреть дизель, а это уже конкретное попадалово по нынешним временам.
Ближе к носу, в двигательном отсеке, установлены два топливных бака по 50 литров каждый, снабженных мерными трубками. Баки соединяются между собой и я так понимаю, что разделение это сделано для того, что бы при качке топливо не стекало на один какой то борт и не увеличивало крен судна.
Расход катера в экономичном режиме (обороты около 1800-2000) составляет менее двух литров, точно я ещё никак не сподоблюсь его определить, считаю грубо по 1,7 литра в час. То есть, топливных баков мне хватит примерно на 58 часов хода, а это 5-6 дней пути. Если нести ещё и пару канистр по 35 литров, то запас хода увеличивается до 10 дней, а это уже очень много для реки, а в море я пока на "Принцессе" выходить не планирую.
Реверс-редуктор через муфту соединяется с гребным валом. Крепление вала в муфте реализованно за счёт двух болтов из мягкой стали диаметром по 8 мм (в просторечье - шпонки). Если вдруг винт заденет грунт на дне болты срезает и винт теоретически остаётся в целости и невредимости. Однако здесь кроется другая ловушка для неискушённого судоводителя.
Если резко переключиться с переднего хода на задний, можно запросто срезать шпонки и потерять ход. Вал с винтом достаточно тяжёлые и обладают большой инерцией, и если моментально изменить направление крутящего момента на противоположное шпонки легко срезаются.
Я так срезал шпонки уже 4 раза, никак не научусь выдерживать паузу. Вообще, управление таким судном не подразумевает резких движений, всё нужно делать плавно и не торопливо.
Теперь давайте пройдём в кают-компанию. Спустившись по двум ступеням мы попадаем в достаточно просторное помещение с высотой потолка примерно 185 сантиметров. Во мне 179 сантиметров роста и хожу совершенно свободно.
Под ступенями находится основной аккумулятор емкостью 190 ампер, который обеспечивает всё энергоснабжение "Принцессы". Тут же стоит блок предохранителей и автоматическое зарядное устройство, которое отвечает за заряд батарей. Я так понимаю, что в первую очередь заряжается ходовой аккумулятор, во вторую основной. Когда катер стоит в марине, можно при потребности подключить его к внешней электросети и тогда аккумуляторы будут заряжаться в автоматическом режиме.
Тут же находится блок управления отоплением. Да, да, каюты судна отапливаются с помощью вебасты, я вот сейчас, как раз, попробовал её в работе - доволен, греет мощно. Ступени достаточно мощные, сосновые, пойдут под замену вместе с полом в кают компании и спальной каюте. Полы будут дубовые, но до них мы ещё дойдём.
По левому борту у меня располагается камбуз с двух конфорочной газовой плитой и раковиной. Плита модная, специальная судовая, она оборудована зажимами для посуды, которые позволяют готовить в сильную качку, не боясь, что чайник полетит на пол. Вода в раковине забортная, её подача осуществляется с помощью ножной помпы. Можно конечно поставить электрическую, но мне пока нравится процесс качания воды ногой. Когда надоест, поставлю электрическую помпу, которая будет создавать давление в системе водоснабжения. Решение недорогое, всего навсего 5000 рублей.
По правому борту расположен гальюн (так на судах называют туалет) с прокачным унитазом. Схема работы очень простая, сделал свои дела и качаешь рукоятку насоса, который выкачивает за борт результаты жизнедеятельности организма. Насос работает в двух вариантах. В первом случае происходит и смыв и выкача воды, во втором только выкачка. Я поступаю следующим образом: - сначала выкачиваю содержимое белой амфоры и доливаю туда воду, потом переключаю рычаг и всё, что осталось тоже вылетает за борт. Наверное не слишком экологично, но я нигде ещё на реке не встречал места, где можно опорожнить фекальный танк. Можно поставить электрический насос с измельчителем - цена вопроса 12000 рублей.
В гальюне установлена вторая раковина с такой же ножной помпой, но этот механизм не работает, надо выбрать время и разобраться, мне кажется, что там просто пережат шланг подачи воды.
Ну хватит об удобствах, давайте пройдём дальше. В середине кают-компании стоит раскладной яхтенный стол, он мне тоже не нравится, уж слишком много места он занимает. Но пока я ещё не решил, что с ним делать, погода ещё не загоняла меня в кают-компанию с посиделками, может быть он как раз такой, какой и нужен? Время покажет.
По правому и левому борту установлены два дивана со съёмными подушками. Под диванами оборудованы очень объёмные рундуки, в них можно попасть как сверху, так и через боковой люк. В них я храню спас жилеты и неприкосновенный запас алкоголя и консервов. Там же лежат необходимые на судне инструменты, все в контейнерах и всё у меня на своих местах. Над диванами длинные полочки, там очень удобно хранить сложенные рыболовные снасти и всяческие длинные вещи, такие как штатив камеры, ну и конечно всё подряд от полотенец, до чая и одеял.
Кают компания освещается двумя светильниками, света в принципе хватает, пока я их менять на светодиоды не планирую, а зачем, всё и так горит и светит. В светлое время суток помещение освещается через люк и окна, затонированные темной плёнкой. Видимо для того, что бы можно было спрятаться от палящего солнца.
Отделка внутренних помещений выполнена морской кожей светлого, почти белого оттенка, которая дополнительно облицована сосновыми рейками. Всё бы ничего, но рейки привёрнуты к стали саморезами, крышки которых закрыты самыми дешманскими заглушками. Так мне не нравится и с этим придётся что то делать.
Если идти дальше в нос, то мы упираемся в перебоку, отделяющую спальню от кают компании, слева на этой переборке оборудованы три полочки для хранения чего нибудь полезного. Пока на них стоит телевизор, лежит куча дисков оставшихся от старого хозяина и всякие полезне вещи: аптечка, снасти, документы и прочие нужности.
Открываем дверь и попадаем в спальное помещение с треугольной двуспальной кроватью Мягкость обеспечивается такими же подушками, как и на диванах в кают компании. Если снять среднюю подушку и поднять фанерную крышку, мы попадём в огромный носовой рундук. Так же в него можно попасть и через боковые проёмы. Здесь они подраздолбанны, видимо ими пользовались достаточно часто. Но это не беда, в ближайшее время займусь.
Освещение обеспечивает потолочный люк и один плафон, света вполне достаточно.
По левому борту установлена небольшая, но удобная, полукруглая полка для постельного белья, а на стенах переборки закреплены два крючка для одежды, в кают-компании тоже есть такой же крючок. В принципе их вполне хватает для повседневного хранения амуниции.
Ну вот наверное и всё. Если подвести краткий итог всему сказанному, то нужно отметить, что всё в катере сделано по уму, именно так, как нужно. Обитаемость судна на высшем уровне, правда отделка оставляет желать лучшего, но мы это поправим.
Задавайте пожалуйста в комментариях интересующие Вас вопросы, мы с "Принцессой постараемся наиболее полно на них ответить.
Для тех, кто любит смотреть есть видео версия:
Вся эпопея:
"Как я купил катер вместо дома"
"Поход на катере через Пол России"
"По реке от Тольятти до Казани"
"Казань глазами водномоторника"
"Путешествие на катере. Казань-Чебоксары"
"Из всех волжских городов мне больше всего понравились Чебоксары"
"Путешествие на катере по Волге! Перегон "Чебоксары-Воротынец"