Найти тему
АвтоДвиж

Сколько лицензий на автомобильные компоненты купил СССР в 1980 году

Как только я делаю посты про современное состояние дел в автомобильной промышленности нашей страны, затрагивая практически любой завод – будь то ГАЗ, КАМАЗ, АВТОВАЗ или УРАЛ – в комментариях обязательно проявляются такие высказывания, что «ничего больше сами не умеем!» Это всё, конечно, относительно использования в наших машинах комплектующих, разработанных инофирмами. И комментаторам неважно в данном случае, что те самые компоненты в большинстве своем производятся в нашей же стране на специально созданных для этого совместных предприятиях. «Вот то ли дело было в Советском Союзе!» – говорят они обычно. Но вся штука в том, что такие товарищи сами обычно не очень-то представляют, а как оно там было в действительности. В общем, им я и посвящаю сегодняшний пост )) Здесь я сделаю выборку по всего лишь 15 наиболее интересным лицензионным соглашениям, которые были заключены с западными компаниями в интересах Министерства автомобильной промышленности СССР всего за один календарный год, с середины 1980-го по середину 1981-го.

№ 1

Основной объем лицензий в этот период времени приобретался в расчете на главную новинку отечественного автопрома – ВАЗ-2108. В частности, для двигателя «восьмерки» специалистами Porsche Engineering был предложен наиболее современный, компактный и производительный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления и приводом от коленвала. Для возможности его применения советскому объединению «Автопромимпорт» пришлось приобрести в ФРГ лицензию у компании Schwäbische Hüttenwerke (она же сокращенно SHW). По заключенному соглашению лицензиат получил право производства указанных насосов на мощностях ПО «АвтоВАЗ», продажи и использования таких насосов на территории СССР, их экспорта в составе двигателей любых автомобилей советского производства, а также их поставки в качестве запасной части в любую страну мира. Одновременно компания SHW передала советской стороне необходимую техническую документацию, ноу-хау, образцы продукции и инструмента, а также оказала необходимую консультативную техническую помощь.

-2

№ 2

Все для той же «восьмерки» потребовалась лицензия на передние дисковые тормоза с плавающей скобой и вакуумный усилитель тормозов. Эти узлы были защищены патентами британской фирмы Lucas Girling. Лицензионное соглашение вновь было заключено через В/О «Автопромимпорт». Условия соглашения были такими же, как и в случае с SHW, причем британцы, помимо инструмента, обязались поставить в Союз оборудование и станки, необходимые для внедрения лицензионных узлов в производство.

№ 3

Более широкая лицензия – производство тросовых стеклоподъемников новой конструкции, способных поднимать в том числе дверные стекла, имеющие кривизну по форме кузова автомобиля. Эту лицензию снова брали в первую очередь под ВАЗ-2108, но оформили таким образом, что новые стеклоподъемники допускалось применять на любых советских легковых и грузовых автомобилях. Закупку лицензии осуществили через В/О «Лицензинторг», а право производства стеклоподъемников получил Димитровградский автоагрегатный завод им. 50-летия СССР, входящий в состав ПО «АвтоВАЗ».

-3

№ 4

Вы же, наверняка, помните, как выглядят синхронизаторы на ВАЗ-2108? Так вот этот узел тоже лицензионный, и выпускался он в Советском Союзе по лицензионному соглашению с немецкой компанией Zahnrad Fabrik, которое называлось так: «Производство малогабаритных синхронизаторов коробки передач для переднеприводных легковых автомобилей». Соответствующее соглашение между ZF и АвтоВАЗом оформлялось при посредничестве В/О «Автопромимпорт».

№ 5

На ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102, а в перспективе и на автомобилях семейства ВАЗ-2105 планировалось внедрить сборные алюминиевые радиаторы системы охлаждения двигателя и системы отопления салона. Соответствующую лицензию потребовалось приобрести у французской компании Valeo, одно из подразделений которой (Sofica) как раз владело патентом на алюминиевые радиаторы. Закупку лицензии осуществило объединение «Автопромимпорт». И что интересно, французы разрешили Советскому Союзу отправлять радиаторы такого типа на экспорт в качестве комплектующего изделия.

-4

№ 6

За лицензию на диафрагменное сцепление для ВАЗ-2108 «Лицензинторгу» пришлось «занести» немного валюты британской компании Automotive Product.

№ 7

Подвеска «Мак-Ферсон» для отечественных легковых автомобилей, как несложно догадаться, тоже узел лицензионный. За него В/О «Автопромимпорт» заплатило итальянской компании Way Assauto. Лицензионное соглашение называлось так: «Конструкция и технология изготовления передней подвески типа «Мак-Ферсон» для легковых автомобилей». Как видно, слово «переднеприводных» в тексте отсутствовало, что позволило впоследствии применить такую подвеску и на Иж-2126 классической компоновки.

Опытный образец Иж-2126
Опытный образец Иж-2126

№ 8

Разумеется, реечное рулевое управление тоже появилось на «восьмерке» не просто так. За него В/О «Автопромимпорт» заплатило уже упоминавшейся фирме Zahnrad Fabrik.

№ 9

За технологию производства трехцветных стекол задних фонарей для «восьмерки» потребовалось заключить лицензионное соглашение между «Автопромимпортом» и западногерманской фирмой KraussMaffei.

-6

№ 10

И снова «восьмерка»: для изготовления ее силового агрегата представителям объединения «Лицензинторг» пришлось отправляться в ФРГ на переговоры с фирмой Mannesman Demag. По их результатам было заключено лицензионное соглашение с таким названием: «Технология получения деталей сложной конфигурации силовых агрегатов автомобиля методом двойного горячего прессования порошковых заготовок».

№ 11

В первую очередь с прицелом на использование в автомобилях ВАЗ для экспортных рынков В/О «Лицензинторг» приобрело для завода ДААЗ лицензию на производство системы автоматического регулирования температуры воздуха на входе в карбюратор. Соответствующий договор был подписан с западногерманской фирмой Mann & Hummel.

-7

№ 12

Для Гродненского завода автомобильных агрегатов через В/О «Лицензинторг» у немецкой фирмы Bilstein приобрели технологию производства газонаполненных однотрубных амортизаторов. Их разрешалось применять не только на ВАЗ-2108, но и на любых других советских легковых и грузовых автомобилях.

№ 13

Но ладно АвтоВАЗ, с ним все понятно – главный драйвер развития отечественного автопрома. Но знаете ли вы, что лицензии покупали даже для ЕрАЗа?! Конкретно в 1980 году В/О «Лицензинторг» приобрело в ФРГ у фирмы ZF лицензию на гидрообъемное рулевое управление для перспективных легких автопогрузчиков, на изготовлении которых в СССР как раз специализировался ЕрАЗ.

А вот и тот самый ереванский автопогрузчик
А вот и тот самый ереванский автопогрузчик

№ 14

А какие еще заводы и объединения разжились лицензиями в указанный период времени? Например, ВПО «Союзавтобуспром» через В/О «Лицензинторг» приобрело у западногерманской фирмы Deutche Perrot лицензию на тормозные механизмы с клиновым разжимом колодок. Эту лицензию потом использовали на автобусах ЛиАЗ-5256 и самосвалах КАЗ-4540. И в том, и в другом случае на выходе получилось довольно «капризное» изделие, частенько получавшее нелестные оценки в эксплуатации.

КАЗ-4540
КАЗ-4540

№ 15

А для производственного объединения «Дизельаппаратура» при посредничестве В/О «Автопромимпорт» в Австрии, у фирмы Friedmann & Maier, была куплена лицензия на производство комплекта современной топливной аппаратуры для дизельных двигателей грузовых автомобилей.

В общем, я думаю, картина вырисовывается довольно наглядная. И это, повторюсь, только за один год и только по наиболее интересным позициям (а есть ведь еще и «околоавтомобильные» лицензии, вроде лицензии на автоматизированную систему управления складскими комплексами с применением ЭВМ или лицензии на средства автоматизации линий крупной штамповки кузовных деталей, приобретенных для того же АвтоВАЗа).

-10

Кстати, если кому еще интересно почитать про лицензии в СССР – загляните на соседний канал «МАШИНА» вот в ЭТУ СТАТЬЮ – одну из большого цикла статей про превращение FIAT 124 в ВАЗ-2101.

Авто
5,66 млн интересуются