В истории падения Византии есть один замечательный момент, который показывает, что если государство не хочет спасти себя само, то ему вряд ли что-то поможет. Потому что когда скупость перевешивает инстинкт самосохранения – это все. Пиши пропало.
Дело в том, что в 1452 году, когда было вполне понятно, что дело идет к войне и турецкий султан Мехмет II готовится к осаде Константинополя, некий оружейник Урбан предложил свои услуги Константину XI. Его наняли, но как-то откровенно спустя рукава – жалование положили небольшое, да еще и платили его через пень-колоду.
В результате Урбан быстро передоговорился и оказался в лагере конкурента, молодого султана Мехмеда II. Мы привыкли считать этого султана, захватившего обложенный со всех сторон Константинополь таким умудренным жизнью завоевателем и покорителем мира. А ведь на тот момент, когда армия янычар ворвалась в Константинополь, ему было всего лишь 20 лет. Впрочем, этот молодой человек имел к тому моменту достаточный, скажем так, управленческий опыт. Ведь его отец формально отошел от дел, когда Мехмеду было всего 12, сделав сына султаном.
Так вот Урбан перешел к туркам. Не стоит говорить о предательстве – тогда с этим было сильно проще, даже несмотря на то, что Урбан перешел от христиан к мусульманам. В каше, которая творилась на Балканах это было вполне нормальным и обычным явлением.
Оружейник оставил скупердяев или, если угодно неплатежеспособных заказчиков и стал отливать орудия для нового босса. Молодому султану были нужны орудия, которые окажутся способны сокрушить стены великого города. Когда мы говорим о том, что Рим – вечный город, то не стоит забывать и о том, что Константиполь – еще более вечный, как минимум – не младше.
Главным шедевром Урбана стала бомбарда «Базилика» - огромное орудие, которое отлили в январе 1453 года. Точные размеры этого громадного монстра неизвестны, так как до нашего времени бомбарда не сохранилась. Первые трещины на этой вундервафле, стрелявшей в лучшем случае один раз в час, появились уже после второго выстрела. Но это не помешало именно «Базилике» своим выстрелом пробить одну из самых крупных брешей в стене, после чего 29 мая 1453 года янычары пошли на решающий штурм и город пал.
Конечно, совсем не факт, что если бы Урбан остался на стороне Константина XI, город бы выдержал осаду. Но когда еще и старательно рыли себе яму, ничего не делая для того, чтобы остановить «отток умов»… Все-таки скупость и хитрость – не всегда оказываются в плюсе.
--------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм