Найти в Дзене

БА-20 – незаменимый помощник солдат в начале Великой Отечественной войны

Всем привет!

Завтра, 22 июня, исполняется 80 лет с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашей Родины. И перед такой датой я предлагаю вспомнить один советский броневик, который уверенно держался в строю на начальных этапах войны.

Знакомьтесь, БА-20.

Источник фото: oldschoolretro.ru
Источник фото: oldschoolretro.ru

Наш герой появился в 1936 г. В те времена назревали неспокойные времена в Европе, и СССР стремился обеспечить молодую РККА новой военной техникой, чтобы было легче дать отпор потенциальным врагам. Но поскольку осваивать производства танков было тяжело и дорого, то в нашей стране пошли более простым путем – брали за основу серийные легковые автомобили и перерабатывали его в легкие броневики. Так, в основе БА-20 лежала легендарная «Эмка», о которой можно прочитать здесь.

ГАЗ-М1 «Эмка». Источник фото: avto-nomer.ru
ГАЗ-М1 «Эмка». Источник фото: avto-nomer.ru

Но если в передке БА-20 еще угадываются черты горьковского автомобиля, то в остальном он внешне совсем на «Эмку» не похож. Главной особенностью нашего героя была небольшая вращающаяся башня, на которую устанавливались пулеметы калибра 7,62 мм.

Источник фото: war-book.ru
Источник фото: war-book.ru

Броня у БА-20 имела толщину всего до 6 мм и защищала только от пуль. Поэтому применялись эти машины в основном для сопровождения военных колонн и в разведке. Для последней на броневики устанавливали радиостанцию, позволявшую передавать данные на расстояние до 30 км.

Источник фото: oldschoolretro.ru
Источник фото: oldschoolretro.ru

Существовала и модификация для движения по рельсам, носившая дополнительный индекс ЖД:

Источник фото: war-book.ru
Источник фото: war-book.ru

Военным дебютом для БА-20 стала битва на реке Халкин-Гол в 1939 г. Броневики хорошо показали себя на разведке, но для боевых действий они оказались непригодны: их легко пробивали крупнокалиберные пулеметы, а при попадании в корпус горючей смеси броневики полностью сгорали.

Еще одной бедой стал двигатель объемом 3,3 л и мощностью 50 л.с. Для броневиков этот показатель мал, так что действия экипажа нередко сковывались.

Зато один плюс для экипажа крылся внутри броневика. В нем не было освещения, а стенки красились белой краской, чтобы лучше было ориентироваться в темноте.

Сам же экипаж БА-20 состоял из трех человек: водителя, командира и стрелка, которому нужно было вручную поворачивать башню и направлять пулемет.

Несмотря на некоторые недостатки, БА-20 очень скоро стали в большом количестве отправляться в войска. Особую роль они сыграли, конечно же, в начале Великой Отечественной войны. Они приняли на себя тяжесть первых месяцев отражения нещадных натисков немцев, но даже когда советские солдаты перешли в наступление, наш герой продолжал использоваться, в особенности на Ленинградском фронте. В последний раз же БА-20 показали себя в 1945 г., во время войны с Японией.

БА-20ЖД на Ленинградском фронте. Источник фото: war-book.ru
БА-20ЖД на Ленинградском фронте. Источник фото: war-book.ru

Сегодня в живых остались считанные единицы этих броневиков, и все они содержатся в ряде военно-исторических музеев:

БА-20 в музее в г. Верхняя Пышма. Источник фото: kpopov.ru
БА-20 в музее в г. Верхняя Пышма. Источник фото: kpopov.ru

БА-20 – важная машина для советских войск, которая, несмотря на многие недочеты, хорошо показала себя в тяжелые времена. А сегодня сохранившиеся экземпляры не устанут напоминать нам о великом подвиге доблестных советских войск, благодаря которому мы живем и будем жить под мирным небом.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и почтите наших дедов и прадедов в эту важную для нашей страны дату!