Найти тему

Разгерметизация салона самолета! Насколько опасно ?

Задумывались ли Вы, почему в самолете на высотах порядка 11 километров, пассажиры находятся без масок и спокойно дышат на протяжении всего полёта ?

Например альпинисты при восхождении на высочайшие пики высотой порядка 6-7 км обязательно имеют при себе кислород !

Это связано с понижением атмосферного давления до значений не пригодных для адекватной работы человеческого организма с повышением высоты.

Барическая ступень в стандартной атмосфере - 11 метров на 1 мм рт.ст

Это значит что при увеличении высоты на 11 метров, давление падает на 1 мм рт.ст.

Для примера возьмём Эверест.

Высота Эвереста - 8848м

Давление на пике Эвереста - 248 мм.рт.ст., это значит что человек при таком давлении получает в 3 раза меньше кислорода чем должен.

Именно это и приводит к неадекватному мышлению. Невозможности выполнять простейшие действия и тд.

для того что бы туда подняться альпинисты тренируются годами.

Так в чем подвох? Как же летают самолёты на высотах до 13 км, а экипаж и пассажиры чувствуют себя прекрасно ?

Ответ достаточно прост.

Все современные самолёты - герметичны. На борту присутствует так называемая система кондиционирования. Которая отвечает за поддержание температуры и давления в салоне самолета и соответственно кабине экипажа.

Получается, что когда самолёт летит на высоте , давление вокруг самолета очень низкое, воздух разряжен. А внутри самолета поддерживаешься давление равное давлению на высоте 2000-2500м (так называемая высота кабины )

С этим вопросом мы разобрались. И плавно подходим к главному вопросу.

Если самолёт герметичен ,что будет если декомпрессия случится на высоте ?

Различают два вида разгерметизации.

Первый - взрывная разгерметизация (быстрая)

Второй - скрытая разгерметизация (медленная )

Для первого типа характерен хлопок, резкое падение давления и температуры в салоне.

На фото Боинг 747 Американской авиакомпании United выполнявшей рейс United 811 на Гонолулу. Фото взято из открытых источников.
На фото Боинг 747 Американской авиакомпании United выполнявшей рейс United 811 на Гонолулу. Фото взято из открытых источников.

все не закреплённые объекты моментально высосет из самолета.Это к ответу на вопрос который часто задают пассажиры -„А зачем быть пристегнутыми во время всего полёта “. Да просто что бы не высосало, в случаи взрывной декомпрессии.

Без кислорода, при низкой температуре человеку выжить максимально трудно. Именно по этому. Самолёты оборудованы дополнительными кислородными масками над каждым креслом. Именно при разгерметизации эти маски выпадают. И дают возможность пассажирам и пилотам мыслить адекватно.

В виду таких событий пилоты будут прибегать к аварийному снижению.

это будет очень быстро, до высоты порядка 3км. Это необходимо для выравнивания давления в самолете и за бортом.

Это очень опасная ситуация. Потому что взрывная декомпрессия сопровождается разрушением какой либо части фюзеляжа. Что может привести к дальнейшему разрешению ВС в воздухе.

Медленная или Скрытая разгерметизация. Это очень коварное явление. Падение давления происходит медленно. Постепенно.

Самолет оборудован всеми необходимыми датчиками для контроля давления как вне так и в самолете. Специальными сигнализациями и световыми индикаторами.

Но самолёт это машина, большой компьютер. Который может дать сбой.

Например сигнализация может сработать ложно, либо сигнализация может сработать правильно , а командир посчитать что сигнализация сработала ложно. В игру вступает человеческий фактор. Которой вносит свои коррективы в действия экипажа.

Именно по этому в работе лётного и диспетчерского составов - тренажёрная подготовка занимает одно из главных мест.

Бывали ли такие случаи ? Конечно бывали.

Один из самых нашумевших случаев это катастрофа самолета Греческой авиакомпании Helios выполнявшего рейс номер 522 Ларнака - Афины - Прага.

Ошибся наземный персонал. После проверки герметичности самолета на земле. Они забыли переключить тумблер системы кондиционирования с режима ручного управления. На режим автомат.(в штатных условиях включён именно этот режим )

В итоге самолёт с набором высоты не выставлял необходимое давление в салоне самолета и кабине экипажа.

Как следствие весь самолёт просто уснул. Включая экипаж. Топливо закончилось. И самолёт спланировал прямо в холм.

Экипаж проигнорировал сигнализации принимая их за ложные. Не разобрался с ситуацией. Погибли все кто был на борту. По заключённым комиссии ни один человек не умер от гипоксии. Весь самолёт просто спал.

Смерть наступила в результате столкновения с землей.

Выпавшие маски в салоне самолета ! Фото взято из открытых источников. Отношения к истории об авиакомпании Helios не имеет.
Выпавшие маски в салоне самолета ! Фото взято из открытых источников. Отношения к истории об авиакомпании Helios не имеет.

Почему же такое может случится ?

Первым и самым главным пунктом при разговоре о разгерметизации будет теракт на борту воздушного судна.

Взрыв на борту как правило приведёт к взрывной декомпрессии. И все будет зависеть только от одного. Выдержат ли основные несущие конструкции воздушного суда.

Второе это ненадлежащие проверки технической части ВС как инженерами авиакомпаний так и экипажами ВС непосредственно перед вылетом.

Например не плотно прилегающая дверь может стать причиной медленной декомпрессии.

Экономия средств авиакомпаниями направленых на обеспечение проверок агрегатов и основных узлов ВС.

Третье - повреждение обшивки (фюзеляжа)самолета в виду столкновения с крупной птицей, дроном,коптером и тд.

Четвертое - усталость метала в виду ненадлежащего ухода, проведения ТО,

и нежелания авиакомпаний обновлять парк.

Я думаю это основные пункты которые стоят на верхушке всего того что можно перечислять говоря о разгерметизации ВС.

Опасна ли разгерметизация ?

Безусловно опасна !!!

Но идёт время. Все учатся на ошибках других. Появляются новые правила,они отрабатываются экипажами на тренажерах. Жалко только то что все нынешние правила. Рекомендации о проверках ВС и правила ТО писаны кровью тех самых экипажей которые ушли в свой последний полёт. Но именно благодаря им летать с каждым днём все безопаснее и безопаснее.

На сегодняшний день. Культура пилотирования и безопасности полетов находится на высоком, достойном уровне.

Надеюсь Вам было интересно !!

Всего хорошего и до обратного ✋🏻✋🏻

Boeing 737-500 авиакомпании UTair. Выполняет заход на посадку в аэропорту города Сочи. ВПП 02
Boeing 737-500 авиакомпании UTair. Выполняет заход на посадку в аэропорту города Сочи. ВПП 02