Задумывались ли Вы, почему в самолете на высотах порядка 11 километров, пассажиры находятся без масок и спокойно дышат на протяжении всего полёта ?
Например альпинисты при восхождении на высочайшие пики высотой порядка 6-7 км обязательно имеют при себе кислород !
Это связано с понижением атмосферного давления до значений не пригодных для адекватной работы человеческого организма с повышением высоты.
Барическая ступень в стандартной атмосфере - 11 метров на 1 мм рт.ст
Это значит что при увеличении высоты на 11 метров, давление падает на 1 мм рт.ст.
Для примера возьмём Эверест.
Высота Эвереста - 8848м
Давление на пике Эвереста - 248 мм.рт.ст., это значит что человек при таком давлении получает в 3 раза меньше кислорода чем должен.
Именно это и приводит к неадекватному мышлению. Невозможности выполнять простейшие действия и тд.
для того что бы туда подняться альпинисты тренируются годами.
Так в чем подвох? Как же летают самолёты на высотах до 13 км, а экипаж и пассажиры чувствуют себя прекрасно ?
Ответ достаточно прост.
Все современные самолёты - герметичны. На борту присутствует так называемая система кондиционирования. Которая отвечает за поддержание температуры и давления в салоне самолета и соответственно кабине экипажа.
Получается, что когда самолёт летит на высоте , давление вокруг самолета очень низкое, воздух разряжен. А внутри самолета поддерживаешься давление равное давлению на высоте 2000-2500м (так называемая высота кабины )
С этим вопросом мы разобрались. И плавно подходим к главному вопросу.
Если самолёт герметичен ,что будет если декомпрессия случится на высоте ?
Различают два вида разгерметизации.
Первый - взрывная разгерметизация (быстрая)
Второй - скрытая разгерметизация (медленная )
Для первого типа характерен хлопок, резкое падение давления и температуры в салоне.
все не закреплённые объекты моментально высосет из самолета.Это к ответу на вопрос который часто задают пассажиры -„А зачем быть пристегнутыми во время всего полёта “. Да просто что бы не высосало, в случаи взрывной декомпрессии.
Без кислорода, при низкой температуре человеку выжить максимально трудно. Именно по этому. Самолёты оборудованы дополнительными кислородными масками над каждым креслом. Именно при разгерметизации эти маски выпадают. И дают возможность пассажирам и пилотам мыслить адекватно.
В виду таких событий пилоты будут прибегать к аварийному снижению.
это будет очень быстро, до высоты порядка 3км. Это необходимо для выравнивания давления в самолете и за бортом.
Это очень опасная ситуация. Потому что взрывная декомпрессия сопровождается разрушением какой либо части фюзеляжа. Что может привести к дальнейшему разрешению ВС в воздухе.
Медленная или Скрытая разгерметизация. Это очень коварное явление. Падение давления происходит медленно. Постепенно.
Самолет оборудован всеми необходимыми датчиками для контроля давления как вне так и в самолете. Специальными сигнализациями и световыми индикаторами.
Но самолёт это машина, большой компьютер. Который может дать сбой.
Например сигнализация может сработать ложно, либо сигнализация может сработать правильно , а командир посчитать что сигнализация сработала ложно. В игру вступает человеческий фактор. Которой вносит свои коррективы в действия экипажа.
Именно по этому в работе лётного и диспетчерского составов - тренажёрная подготовка занимает одно из главных мест.
Бывали ли такие случаи ? Конечно бывали.
Один из самых нашумевших случаев это катастрофа самолета Греческой авиакомпании Helios выполнявшего рейс номер 522 Ларнака - Афины - Прага.
Ошибся наземный персонал. После проверки герметичности самолета на земле. Они забыли переключить тумблер системы кондиционирования с режима ручного управления. На режим автомат.(в штатных условиях включён именно этот режим )
В итоге самолёт с набором высоты не выставлял необходимое давление в салоне самолета и кабине экипажа.
Как следствие весь самолёт просто уснул. Включая экипаж. Топливо закончилось. И самолёт спланировал прямо в холм.
Экипаж проигнорировал сигнализации принимая их за ложные. Не разобрался с ситуацией. Погибли все кто был на борту. По заключённым комиссии ни один человек не умер от гипоксии. Весь самолёт просто спал.
Смерть наступила в результате столкновения с землей.
Почему же такое может случится ?
Первым и самым главным пунктом при разговоре о разгерметизации будет теракт на борту воздушного судна.
Взрыв на борту как правило приведёт к взрывной декомпрессии. И все будет зависеть только от одного. Выдержат ли основные несущие конструкции воздушного суда.
Второе это ненадлежащие проверки технической части ВС как инженерами авиакомпаний так и экипажами ВС непосредственно перед вылетом.
Например не плотно прилегающая дверь может стать причиной медленной декомпрессии.
Экономия средств авиакомпаниями направленых на обеспечение проверок агрегатов и основных узлов ВС.
Третье - повреждение обшивки (фюзеляжа)самолета в виду столкновения с крупной птицей, дроном,коптером и тд.
Четвертое - усталость метала в виду ненадлежащего ухода, проведения ТО,
и нежелания авиакомпаний обновлять парк.
Я думаю это основные пункты которые стоят на верхушке всего того что можно перечислять говоря о разгерметизации ВС.
Опасна ли разгерметизация ?
Безусловно опасна !!!
Но идёт время. Все учатся на ошибках других. Появляются новые правила,они отрабатываются экипажами на тренажерах. Жалко только то что все нынешние правила. Рекомендации о проверках ВС и правила ТО писаны кровью тех самых экипажей которые ушли в свой последний полёт. Но именно благодаря им летать с каждым днём все безопаснее и безопаснее.
На сегодняшний день. Культура пилотирования и безопасности полетов находится на высоком, достойном уровне.
Надеюсь Вам было интересно !!
Всего хорошего и до обратного ✋🏻✋🏻