Найти тему
АвтоЗарисовки

На государственной службе: автомобили советской милиции. Часть 1.

До середины 1920-х годов оснащение сотрудников милиции транспортными средствами было крайне слабым. Основным средством передвижения правоохранительных органов как и сто лет назад оставалась лошадь. В крупных городах местные власти создавали особые подразделения, оснащенные велосипедами - таких сотрудников за глаза называли "самокатчиками". Но все поменялось в 1925 году, когда в Москве был создан первый в стране Отдел регулирования уличного движения. При этом в постановлении о создании ОРУДа, власти прямо указывали на необходимость его оснащения автомобилями.

Поначалу московский ОРУД, а равно как и подразделения милиции в других городах, оснащался транспортом по остаточному принципу, часто из тех автомобилей которые были под рукой. Американские Ford, французские Peugeot, итальянские Fiat, отечественные АМО - в первые году существования автопарк был крайне разношерстным. Единой системы окраса автомобилей также не существовало, как правило машины оставались в том виде, в котором они попадали в подразделения милиции.

ГАЗ-А на службе ленинградской милиции
ГАЗ-А на службе ленинградской милиции

Ситуация начала меняться в начале 1930-х годов, когда на "вооружение" советской милиции поступили новые модели Горьковского автозавода: сначала ГАЗ-А, а потом и ГАЗ-М1 - знаменитые "Эмки", а также грузовики ГАЗ-АА и созданные на их базе автобусы. Изредка в составе милицейских подразделений можно было увидеть даже лимузины ЗиС-101! При этом автомобили чаще всего имели черный окрас, какие-либо спецсигналы, как правило, отсутствовали, а специальную ливрею заменяли нанесенные на двери красные звезды. Впрочем автомобилей на службе оставалось сравнительного немного, гораздо более массово сотрудники милиции оснащались мотоциклами.

ГАЗ-М1
ГАЗ-М1

Великая Отечественная война нанесла серьезный удар по автопарку милиции. Уже в первые дни войны машины массово мобилизовались в армию, где основная масса из них была уничтожена. В победном 1945 году транспортное оснащение советских правоохранительных органов представляло тот еще "зоопарк", по разнообразию не уступавшему 1920-м годам. Трофейные Опели, Мерседесы, Татры, советские полуторки, редкие довоенные ГАЗ-А...

Состояние автопарка советской милиции в первые послевоенные года неплохо показано в знаменитом "Место встречи изменить нельзя" - "Фердинанд" прошедший годы войны, видавший виды автобус на шасси ЗиС-5
Состояние автопарка советской милиции в первые послевоенные года неплохо показано в знаменитом "Место встречи изменить нельзя" - "Фердинанд" прошедший годы войны, видавший виды автобус на шасси ЗиС-5

Настоящей рабочей лошадкой в первые послевоенные годы стал передаваемый из армии военный внедорожник ГАЗ-67Б. Несмотря на отсутствие какого-либо комфорта, машина была достаточно неприхотливой и надежной, а водители военного времени были хорошо знакомы с ее конструкцией, что позволяло эксплуатировать автомобили даже при отсутствии должного количества запчастей.

ГАЗ-67Б
ГАЗ-67Б

Первыми специализированными автомобилями по настоящему надевшими на себя милицейскую форму стали первые послевоенные легковушки ГАЗ-М20 "Победа" и Москвич-400. Форму эти автомобили одели в прямом смысле - впервые в истории отечественных правоохранительных органов машины получили специальный окрас. Кузова окрашивались в тёмно-синий цвет, а на борта наносились красные полосы. Причем нанесение знаков отличия на автомобили также строго регулировалось специальным ведомственным приказом. Кроме того на автомобилях стали появляться первые спецсигналы - громкоговорители, сирены и проблесковые маячки. Также впервые в истории отечественного специального транспорта вновь поступающие автомобили имели специальную комплектацию. Так в 1953 году на ГАЗе был разработан АМ-1 ("Автомобиль милицейский -1), представляющий собой "Победу", с несколько упрощенной отделкой салона, установленной радиостанцией и громкоговорителем.

ГАЗ-М20 "Победа"
ГАЗ-М20 "Победа"

При этом новые автомобили изначально поступали преимущественно в Москву, Ленинград и ряд других крупных городов. В областях и республиках правоохранительные органы были вынуждены довольствоваться более старой и менее пафосной техникой. В те же годы в милицию начали поступать также автобусы на базе ГАЗ-51, которые использовались, как правило, в качестве штабных.

Москвич-401. Впечатляют размеры установленного на крыше громкоговорителя.
Москвич-401. Впечатляют размеры установленного на крыше громкоговорителя.

К концу 1950-х годов на советских автозаводах началась смена модельного ряда, что повлекло за поступление в ряды милиции новых автомобилей. Так к началу шестидесятых советская милиция начинает получать новые ГАЗ-21 и "Москвичи" семейства 402/407, из которых "Волги" были существенным шагом вперед. Интересен тот факт, что ГАЗ-21 поступавшие в разные регионы страны весьма значительно отличались и по технической части: если в глубинке милицейские водители заправляли свои машины бензином А-66, то в столицах, почти весь автопарк "Волг" использовал топливо А-72, что несколько увеличивало динамические качества автомобилей.

ГАЗ-21 на службе ГАИ. С конца 1960-х годов ливрея ГАИ в обязательном порядке предусматривала нанесение герба СССР на передние двери.
ГАЗ-21 на службе ГАИ. С конца 1960-х годов ливрея ГАИ в обязательном порядке предусматривала нанесение герба СССР на передние двери.

После выпуска ГАЗом универсала ГАЗ-22, эти автомобили также начали поступать на службу в органы, при этом такие модификация машин использовались в качестве автомобилей следственных органов, а также как носители специального оборудования - всевозможных радиостанций, глушилок и др. Интересно, что универсалы нередко оставались в заводской "штатской" окраске.

Универсал ГАЗ-22
Универсал ГАЗ-22

Во второй половине 1960 годов новый министр МВД Н.С. Щелоков смог выбить для органов милиции небольшое количество КГБшных "догонялок" - ГАЗ-23 "Волга" с двигателем V8 от "Чайки" и автоматической коробкой передач. Визуально эти машины практически не отличались от своих менее мощных собратьев и использовались в основном для сопровождения государственных кортежей.

Также с середины пятидесятых годов, органы безопасности в массовом порядке получили новый внедорожник ГАЗ-69, знаменитый "Козлик". 69-е поступали на службу как в обычном, тентованном варианте, так и со специально разработанным жестким верхом. Примерно в те же годы в милицию поступили первые фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства УАЗ-450, однако первое время массовыми эти автомобили не были.

ГАЗ-69
ГАЗ-69

Более крупногабаритный транспорт в органах был представлен фургонами специальной постройки АМ-2 и АМ-3, на шасси ГАЗ-63 и ГАЗ-51 соответственно. Данные машины применялись как для транспортировки личного состава, так и в качестве автомобилей-автозаков. Использовались милицией и обычные грузовики ГАЗ-51, нередко без нанесения каких-либо знаков отличия. Крайне редко на службе было можно увидеть автобусы ПАЗ и КАвЗ.

Специальный фургон АМ-2 на шасси полноприводного ГАЗ-63
Специальный фургон АМ-2 на шасси полноприводного ГАЗ-63

В 1962 году в соответствии с новым приказом милицейские машины получили новую окраску - она стала светло-голубой, а красные полосы остались только на передних дверях. Однако на практике уже стоящие в строю машины никто не перекрашивал и до начала 1970-х на улицах можно было встретить автомобили в старом темно-синем мундире. Набор специальных сигналов оставался примерно тем же самым, за исключением появления на передних бамперах желтых противотуманных фар.

Москвич-407
Москвич-407

Продолжение следует...

На государственной службе: автомобили советской милиции. Часть 2.

Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, у нас будет еще много интересного! С уважением, авторы канала АвтоЗарисовки!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов.