Я не случайно объединила эти две темы вместе, т.к. они взаимосвязаны между собой. Кризис 7 лет приходится как раз на момент поступления ребенка в школу. Что такое кризис. Кризис– это необходимый и закономерный этап в жизни ребёнка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. В данном случае малыш находился в детстве, играл, родители от него ничего особо не требовали, у него был свой свободный распорядок дня, а с поступлением в школу всё резко изменилось. Теперь от ребенка требуется соблюдать правила, вставать в определенное время, хорошо учиться, выполнять домашку и многое другое. Понятно, что такие изменения не могут протекать не заметно. В одних семьях кризис проявляется очень ярко, в других более сдержанно.
Вообще на протяжении всей жизни человек сталкивается с кризисами, только на детский возраст выпадает их большая часть. Это кризисы: 1 года, 3-х, 7, 13 и 17 лет.
Кризис 7 лет как я уже говорила, приходится на момент поступления ребёнка в школу и знаменуется утратой детской непосредственности. Если для дошкольника, особенно младшего, признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников, то в этот период, ребёнок приходит к пониманию того, что он не такой всемогущий, как ему казалось раньше, он начинает адекватно оценивать себя и свои возможности. Более того, способен спокойно, по-деловому воспринимать замечание взрослого. Он начинает осознавать, что в чем-то он хорош, а в чем-то нет и задумываться над необходимостью учиться. У младшего школьника появляются важные психологические новообразования. Он учится контролировать своё поведение и управлять им. Кроме того, начинает формироваться "внутренняя позиция школьника", сюда входит познавательная потребность и потребность в общении со взрослыми на новом уровне. Это позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве ученика.
Признаки кризиса 7 лет:
· Ребёнок передразнивает взрослых, гримасничает и паясничает;
· Становится вредным, упрямым, не слушает родителей;
· Привлекает к себе внимание наигранным поведением (клоунадой);
· Становится вспыльчивым и раздражительным;
· Быстро утомляется, становится рассеянным;
· Замыкается в себе, застенчив или агрессивен;
Как вести себя родителям?
Адаптация к школе и к его новым обязанностям, таким как хорошо учится в школе, слушать учителей, выполнять домашние задания, у многих первоклассников проходит тяжело. Кроме того, происходит постепенная смена ведущей деятельности, если в дошкольном детстве это была игра, то после 6 лет начинает формироваться учебная деятельность. Но это происходит постепенно, поэтому ребёнок, который только поступил в школу, психологически ещё остаётся в дошкольником детстве. Поэтому основными видами деятельности остаются игра, рисование и конструирование. Начинающему ученику следует объяснять, что учебное задание в отличии от игры обязательно, его необходимо выполнять не зависимо от того хочется ему этого или нет. При этом дорогие родители, не лишайте ребёнка игры. Она по-прежнему очень важна в его гармоничном развитии. Как-то раз я стала свидетелем как мама мальчика 7 лет, отчитывала его за то, что он продолжает играть с детьми во дворе. Переход из детства во взрослую жизнь происходит не по щелчку, а плавно. Кроме того, игра продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в жизни ребёнка появляется новый значимый взрослый, это учитель. Младший школьник, при сформированной психологической готовности в школу, стремится быть самыми лучшим учеником, получать хорошую оценку, чтобы учитель его похвалил. Эта самая сильная мотивация для начинающего школьника.
Надо сказать, что в этот период родители начинают терять свой авторитет, поэтому здесь важно выстраивать новые взаимоотношения. Как было раньше, так уже не будет. Если слово родителей было непрекословно, то сейчас со мнением ребёнка нужно считаться. Если вы сможете перестроится, то кризис пройдет намного легче. Станьте для вашего ребенка не только родителем, но и другом.
Чтобы смягчить переломный этап и выйти из него без последствий, важно создать благоприятную среду в семье. Ребёнок должен чувствовать, что может обратиться к вам со своими переживаниями, и вы его выслушаете и окажите поддержку. Ему важно чувствовать вашу любовь и доброжелательность. Помните, что за неадекватным поведением скрывается страх, обида и желание обратить на себя внимание. Ребёнок- это личность, пусть даже не сформированная, как считают многие родители, поэтому нужно научится считаться с его мнением, не давить на него словами «ты должен», «ты обязан», «я сказал/сказала», не кричать и не наказывать физически, также не подавлять инициативу, и не принуждать выполнять действия насильно. Вот такой стиль поведения, при котором на ребёнка давят, называется авторитарным. Он ни к чему хорошему не приводит. Вы только отстраните его от себя, ребёнок престанет вам доверять и естественно вы потеряете свой авторитет и в будущем можете стать совсем чужими друг другу. Если маленького человека расти в такой семье, он приобретёт неуверенность в себе, отсюда заниженную самооценку на всю жизнь, кроме того может стать невротиком или агрессивным и авторитарным.
Также есть очень эмоциональные родители, которые часто ругаются между собой и не могут спокойно решать жизненные проблемы. Таким родителям нужно учится контролировать свои эмоции, на тему эмоционального интеллекта есть много разнообразной информации, рекомендую изучить эту тему. Потому что ребёнок, который растет в такой эмоциональной среде, как правила перенимает такую же модель поведение, как и его родители. Такому ребёнку будет очень сложно переживать кризисные, переходные этапы в жизни. В школе ему будет сложно занимать лидерские позиции, иметь друзей, налаживать межличностные отношения, отстаивать свою точку зрения и тд.
Подведя итог по адаптации ребёнка к школе и выхода из кризиса, выделю самое главное:
1. Не давите на ребёнка;
2. Помогайте ему выполнять учебные задания в игровой форме, без оказания давления и эмоциональных всплесков;
3. В доме создайте спокойный климат, не ругайтесь между собой;
4. С ребёнком общайтесь и объясняйте почему люди учатся, зачем им знания и как ведут себя взрослые люди;
5. Научитесь договариваться с ребёнком. Все развлечения (походы в кино, в торговые центры, компьютерные игры) разрешайте в не учебное время. Важно дать понять время делу, потехе час;
Желаю вам терпения и лёгкой адаптации к школе!
Если статья была вам полезной, дайте знать :))